Иногда мы предполагаем, что именно создатели НЛП открыли сенсорную основу "мышления", что Гриндер и Бендлер были первыми, кто обратил внимание на то, что у людей есть предпочтения в области сенсорной информации, и использовал последовательность репрезентативных систем для достижения результатов. В действительности, именно Вильям Джеймс первым открыл это для мировой общественности в 1890 г.
Он писал:
"До недавнего времени философами предполагалось, что существует типичный человеческий разум, на который похожи разумы всех остальных людей. Это утверждение о подходящей ко всем случаям обоснованности может быть отнесено и к такой способности, как воображение. Позже, однако, было сделано множество открытий, позволивших нам увидеть, насколько ошибочной является такая точка зрения. Существует не один тип "воображения", а множество различных "воображений", и их необходимо изучить детально".
(Том 2, стр. 49)
Джеймс определил четыре типа воображения:
"У некоторых людей привычный "способ мышления", если его можно так назвать, визуальный, у других - аудиальный, вербальный (используя термины НЛП, аудиально-дигитальный) или моторный (в терминологии НЛП - кинестетический); в большинстве случаев, возможно, смешанный в равных долях".
(Том 2, стр. 58)
Он также раскрывает каждый тип, цитируя М. А. Бинета "Psychologie du Raisonnement" (1886, стр.25):
"Аудиальный тип … встречается реже, чем визуальный. Люди этого типа представляют то, о чем они думают, на языке звуков. Для того чтобы вспомнить урок, они воспроизводят в своей памяти не то, как выглядела страница, а то, как звучали слова…
Оставшийся моторный тип (возможно, наиболее интересный среди всех остальных) остается, несомненно, наименее изученным. Люди, принадлежащие к этому типу, пользуются для запоминания, рассуждений и для всей мысленной деятельности идеями, полученными при помощи движений… Среди них встречаются люди, которые, например, лучше помнят рисунок, если очерчивали его границы пальцами".
(Том 2, стр.60 - 61)
Джеймс сталкивался и с проблемой запоминания слов, которые он описал как четвертое ключевое чувство (артикуляция, произношение). Он утверждает, что этот процесс в основном происходит с помощью комбинации аудиальных и моторных ощущений.
"Большинство людей, когда их спросят, каким способом они представляют себе слова, ответят, что в аудиальной системе. Немного разомкните губы и затем представьте любое слово, в котором встречаются губные и зубные звуки (лабиальные и дентальные), например, "баббл", "тоддл" (бормотать, бродить). Является ли образ в этих условиях отчетливым? Для большинства людей образ сначала "неразборчивый" (как выглядели бы звуки, если попытаться произнести слово с разомкнутыми губами). Этот эксперимент доказывает, насколько наше вербальное представление зависит от реальных ощущений в губах, языке, горле, гортани и т. д."
(Том 2, стр. 63)
Одним из крупных достижений, которое представляется возникшим только в НЛП двадцатого века, является выявление паттерна постоянной взаимосвязи между движением глаз и используемой репрезентативной системой. Джеймс неоднократно затрагивает вопрос движений глаз, сопровождающих соответствующую репрезентативную систему, которые можно использовать как ключи доступа. Обращая внимание на собственную визуализацию, Джеймс отмечает:
"Все эти образы первоначально кажутся относящимися к сетчатке глаза. Однако я думаю, что быстрые движения глаз только сопровождают их, хотя эти движения вызывают настолько незначительные ощущения, что их почти невозможно выявить".
(Том 2, стр. 65)
И добавляет:
"Я не могу думать визуальным способом, например, не ощущая изменяющихся колебаний давления, конвергенции (схождения), дивергенции (расхождения) и аккомодации (приспособления) в моих глазных яблоках… Насколько я могу определить, эти чувства возникают в результате реального вращения глазных яблок, которое, как я полагаю, возникает у меня во сне, и это прямо противоположно действиям глаз, фиксирующим какой-либо предмет".
(Том 1, стр. 300)