Питер Шульц и хельмут джель
Об НЛПт
Сходства и отличия между НЛПт и другими школами психотерапии.

Нейролингвистическая психотерапия - это системный образный метод психотерапии с интегративно-когнитивным подходом.


В центре нейролингвистической психотерапии (НЛПт) находится целенаправленная работа с особым вниманием к системам репрезентации, метафорам и отношениям человека.


В ходе терапевтической работы в НЛПт вербальному и аналоговому формированию и интеграции выражений собственной жизни и цифровых информационных процессов уделяется равное внимание.


Цель этого метода - сопровождать и поддерживать людей в достижении экологически совместимых целей. Метод НЛПт помогает определить субъективно благие намерения, лежащие в основе симптомов болезни и / или дисфункции, так что старые фиксации на внутреннем и внешнем непродуктивном поведении и убеждениях могут быть диссоциированы и могут быть установлены и интегрированы новые субъективно и интерсубъективно обоснованные модели поведения и убеждения.

Нейролингвистическую психотерапию (НЛПТ) как метод личностного развития и тренинга общения (НЛП), конечно же, можно найти во многих других областях: образовании, консультировании, супервизии, коучинге, обучении менеджменту, психологии спорта и здоровья. Но как метод психотерапии он имеет четко выделенное, теоретически и методологически проработанное ядро и широкую сферу применения, даже несмотря на то, что изначально он был создан в "антипсихотерапевтической субкультуре".

НЛПт проводится в одиночной, парной или групповой терапевтической обстановке. В рамках психотерапевтического контракта, защитных рамок и профессиональной осмотрительности основное внимание уделяется достижению целей в области здоровья и благополучия.


НЛПт развивалось независимо со ссылкой на базовые элементы, созданные Милтоном Эриксоном, Вирджинией Сатир и Фрицем Перлзом в 60-70-х годах. Концепции НЛП и НЛПТ были широко интегрированы другими школами психотерапии в 90-х годах, параллельно развивалась голографически интегративная теория НЛПт., Таким образом, НЛПт успешно передавалось трем поколениям психотерапевтов, и теория этого метода - по сравнению с другими школами - имеет еще более давнюю традицию, которая в настоящее время хорошо зарекомендовала себя и практикуется по всей Европе.

Формирование нейролингвистической психотерапии (НЛПТ) основано на шести традиционных теориях, которые были созданы в разные исторические моменты и дополняют друг друга, и основано на предположении, полученном в процессе моделирования:

1. Кибернетика Теории разума Грегори Бейтсона, в частности, логических уровней обучения и Единой теории поля как дальнейшего развития Роберта Дилтса.


2. Социально-когнитивная теория обучения Альберта Бандуры вместе с подходом моделирования, усовершенствованным на практике Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.


3. Трансформационная грамматика, установленная Ноамом Хомским, и постулаты, выдвинутые концепцией временной привязки Альфреда Коржибски и Глейзерсфельда, которые послужили основой и повлияли на лингвистические модели, разработанные Бэндлером и Гриндером.


4. Предположение о фундаментальной ориентации человеческих действий на достижение целей (Прибрам, Галантер, Миллер, ТОТЕ, 1960).


5. Теоретические труды Уильяма Джеймса, подчеркивающие присущие системе сенсорного представления базовые элементы обработки информации и субъективного опыта.


6. Предположение о существовании функциональных и независимых частей личности человека, охватывающих элементы сознательного и бессознательного процессов, вытекающее из практики моделирования работ Фрица Перлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона.


На основе этих теорий и допущений, а также специально разработанных процессов моделирования диапазон NLPt представлен в виде открытой архитектуры, которая может расширяться благодаря новым разработкам в ходе текущей практической работы.

Сходства и отличия от других методов:

Во-первых, с прагматической точки зрения следует сказать, что феномен интенсивного обмена психотерапевтами, представителями различных психотерапевтических направлений, в настоящее время можно наблюдать частично также благодаря презентациям/тренингам NLPt в Центральной и Западной Европе.

Во-вторых, реальная практическая работа хорошо подготовленных психотерапевтов, опирающихся на традиционно противоположные теоретические концепции, становится все ближе и ближе.


В этом контексте следует четко заявить, что квалифицированная психотерапевтическая работа, выполняемая во всех психотерапевтических ассоциациях Центральной Европы, высоко ценится.


Приведенные ниже различия между другими школами, представленными в Австрийской комиссии психотерапии и EAP, упоминаются, с одной стороны, из-за явного требования Министерства здравоохранения, а с другой стороны, для облегчения понимания концепций НЛПт.


Учитывая контраст между НЛПт и психоанализом, особенно в отношении традиционной школьной методологии, у этих двух методов есть две общие черты: важность, придаваемая отношениям, и фундаментальная сила бессознательных процессов. Существенным различием между этими двумя является последовательная и детальная ориентация NLPt на цели и действия, акцент на творческих ресурсах, а также концепция метафор частей - без абсолютного стремления иметь символическое логическое значение. Также делается акцент на взаимопонимании, и существует другой способ борьбы с сопротивлением - на методологическом и теоретическом уровне.


В случае значительного расстройства личности концепция НЛПт обеспечивает психотерапевтическую поддержку в течение одного или нескольких лет, где акцент делается на аспекте поддержки и медленной адаптации. В целом, NLPt предпочитает более короткие вмешательства с намерением увеличения интервалов между сеансами. Время, необходимое для терапевтических сеансов, не фиксировано, как в обычных расписаниях, а адаптировано к ситуации пациента и вмешательству. Далее, концепция будущего темпа в НЛПт, ориентированная на совершенствование - как ментальных, так и реальных пробных действий, - безусловно, демонстрирует контраст.


Другой контраст заключается в акценте на аналоговом представлении и экстернализации внутренних реальностей либо путем представления позиций восприятия, либо с помощью объектов. Также использование амбулаторной терапии или совместной прогулки с пациентом (аналог Райха и Фрейда) хорошо обоснованы в теории НЛПт и часто встречаются на практике.


Вышесказанное также относится к групповому психоанализу и другим психодинамическим / аналитическим методам.

Здесь следует упомянуть одно важное концептуальное сходство: сходство между идеей позитивного поощрения в рамках аналитической школы индивидуальной психологии Альфреда Адлера и подходом субъективно благого намерения НЛПт.


Принципиальным отличием от Динамической (групповой) психотерапии, особенно на одиночных сеансах, которая высоко ценится НЛПт из-за своего знания групповых процессов, является акцент на аналоговых параметрах во время лечения и гораздо более релевантная ориентация на цели, которую DGt, представленная У. Пехтлем (1994) и П. Шютцем, медленно внедряла с 1988 года. Следует также упомянуть, что Курт Левин, основатель современной групповой работы и теории поля, находился под сильным влиянием Уильяма Джеймса и Альфреда Коржибски.


Основное различие между традиционной Интегративной гештальттерапией, с которой НЛПт связано через одну из своих моделей (Фриц Перлз), а также с феноменологом, профессором Дж. Ханса Вайхингера можно найти в более дифференцированной и целенаправленной работе в НЛПт, в большем акценте на системы языковой репрезентации и их нейролингвистическую наблюдаемость, в признанной работе с использованием якорей, в формальных стратегиях мышления и субмодальностях, а также в большем акценте на ассоциированных и диссоциированных состояниях при работе в первой, второй и третьей позициях (работа на горячем сиденье) соответственно, в акценте на трансформации между состояниями.


Отличия психодрамы, наиболее ценимой НЛПт из-за ее аналогичного легкого доступа к творческим ресурсам людей, напоминают отличия гештальттерапии, хотя НЛПт больше концентрирует свою работу на индивидууме, а Психодрама - на группе, как исторически, так и прагматически. Кроме того, во время метода групповой терапии НЛПт фокусируется на внешнем описании внутренней репрезентации, на организации лояльности и на переориентации, поскольку это важно для выздоровления.


Отличие Когнитивно-поведенческой терапии соответственно от традиционно применяемых бихевиористских моделей, которые завораживают и оказывают влияние на НЛПт из-за их сходства в когнитивном подходе, заключается в том, что НЛПт устанавливает более строгие инструкции по закреплению (подкреплению) и интегративному подходу с использованием трансов и метафор.


Отличие от традиционной аутогенной тренировки (расслабление с помощью самогипноза), высоко ценимой НЛПт из-за ее многочисленных допущений о процессах транса, в первую очередь заключается в том факте, что НЛПт редко обращается к стереотипным формулам, но допускает свободу поиска своих личных репрезентативных систем и индивидуальных метафор. Кроме того, NLPt кажется более целенаправленным.


Отличие от Katathym Imaginative Psychotherapy KIP, высоко ценимой НЛПт из-за схожего способа работы с трансом, состоит в большем акценте на работу, которая в основном свободна по содержанию (например, 6-ступенчатый рефрейминг), противоположна аналитическим интерпретациям и предлагает символы с фиксированным значением. Также NLPt, похоже, делает упор на более целенаправленную работу.

Сфера контраста с классической гипнотерапией, с которой НЛПт ощущает тесную связь из-за общего происхождения работ Милтона Эриксона, относится к более глубокой интеграции детализированных репрезентативных стратегий мышления и смешанных физиологий в работе и большему акценту на организации лояльности индивидов.


Отличие от классической клиентоориентированной недирективной психотерапии Карла Роджерса, которая считается важной в НЛПт из-за ее терпения и абсолютной преданности человеческому существу, также характеризуется ее ориентацией на цели, намеренным вмешательством с использованием транса и якорения, а также иным использованием лингвистических моделей.


НЛПт похоже на классический Транзактный анализ, касающийся принятия бессознательного, подчеркивания организации лояльности и ориентации на действие, закрепленной в технике вмешательства, но его концепция отличается открытой архитектурой модели частей в отличие от детерминированных состояний "Я" и еще большей ориентацией на цели.


Системная психотерапия и НЛПт, безусловно, сходятся в своей общей модели, Вирджинии Сатир, и ее работе. Помимо ее образцового влияния, они чувствуют родство друг с другом как коллеги, поддерживая как системную, так и нейролингвистическую ориентацию, в дополнение к происхождению концепции частей и, дополнительно, к теоретическим концепциям различных описаний мира, и последнее, но не менее важное - предоставление парадигматического использования юмора в психотерапии.

Различие между НЛПт и системной психотерапией как системным подходом, основанным на воображении, заключается в усиленной интеграции и рассмотрении трансов и повседневных трансовых состояний, их влияния на систему и индивидуальную идентичность и, наконец, в гораздо более детальной работе над ориентациями на цели и состояния, которые должны быть достигнуты в рамках одиночной терапии, подчеркивании феноменов раппорта и резонанса и увлекательной системной работе, связанной с системами репрезентаций, субмодальностями и концепциями временной шкалы.


Хельмут Джелем, доктор медицинских наук, является преподавателем Университета психиатрической музыкальной терапии, специалистом по психиатрии и неврологии, старшим врачом Венской психиатрической больницы имени Отто Вагнера, преподавателем психотерапии (стипендиатом) Австрийского Генерального медицинского совета, лицензированным преподавателем психотерапии НЛПт (NL, ECP) и мастер-тренером ÖTZ-NLP & NLPt.


Питер Шульц, лектор Венского университета, лицензированный преподаватель-психотерапевт (стипендиат) динамической групповой психотерапии (DG) и НЛПТ, сертифицированный медицинский психолог, супервизер и тренер в ÖAGG, государственный сертифицированный лектор по консультированию; супервизер австрийской профессиональной организации психологов, мастер-тренер в ÖTZ-NLP & NLPtt