Теория личности в нейролингвистическом программировании (НЛП) и нейролингвистической психотерапии (НЛПт)

Андрей Анатольевич Плигин –

доктор психологических наук, зав. кафедрой консультативной психологии МПСУ, зав. кафедрой НЛП и НЛПт Академии социальных технологий, учредитель центра НЛП, психотерапевт европейского реестра, руководитель модальности НЛПт в ОППЛ, бизнес-тренер, коуч.

Аннотация. В статье обсуждается значение и структура теории личности в рамках школы практической психологии. Приводится авторский взгляд на теорию личности в рамках НЛП и НЛПт. Обсуждаются возможные позитивные эффекты разработки теории личности.

Ключевые слова: структура теории личности, школа практической психологии, объяснение причин психологических сложностей, преодоление психологических сложностей, нейролингвистическое программирование, нейролингвистическая психотерапия.

Многие школы практической психологии (клинические концепции личности, модальности психотерапии и модели консультирования) имеют собственную разработанную теорию личности [2, 5]. Это делает их теоретические и практические знания более полными, структурно взаимосвязанными и непротиворечивыми в рамках созданной модели оказания психологической помощи людям.
Понятие «личность» в психологии очень многозначно. Так, например, Г. Олпорт собрал из научных источников и проанализировал 49 определений личности, классифицировав их в зависимости от этимологии, внешних проявлений и значений в различных областях знаний. Далее он предложил пятидесятое, исчерпывающее определение, которое предполагает, что человеческие существа представляют собой одновременно продукт и процесс, что человек организован в определенную структуру, но в то же время обладает способностью изменяться: «Личность — это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющая его уникальное приспособление к окружающей среде». Осуществляя длительное исследование личности Г. Олпорт пришел к финальному определению этого понятия: «Личность — это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющая его уникальное поведение и мышление» [5, c. 273].

В целом следует отметить, понятие «личность» в психологии используется чаще всего в двух значениях: в широком – человек, со всеми его психологическими свойствами и качествами и в узком – высшая степень развития человеческого в человеке, управляющая инстанция индивидуального опыта.
Ярким примером клинической концепции личности является исторически первая модальность психотерапии – психоанализ. Как известно, Зигмунд Фрейд предложил не только метод решения психологических проблем, но и подход к объяснению причин их возникновения. Ему это удалось сделать во многом потому, что автор психоанализа вслед за У. Джеймсом [1] разработал собственную модель структуры личности (три уровня сознания в соотношении с тремя видами Я-структур) и связанные с ней теоретические представления. Если совсем кратко изложить его объяснительную теорию психических нарушений, ее можно свести к тезису: «психологические сложности человека объясняются конфликтом между «Ид» и «Сверх-Я», а возникающее внутриличностное напряжение является причиной многих проблем, в том числе и психосоматических» [2, с. 105-153, 3].
Зигмунд Фрейд в числе первых задал структуру теории личности в рамках метода психологической помощи, в которую включены следующие составляющие: модель структуры личности, типы личности, стадии развития личности, объяснение причин психологических нарушений. Это, несомненно, является его значимым вкладом в психологическую науку и практику. Такой структурно-содержательный подход позволяет рассматривать важнейшие психические явления в системной взаимосвязи и не только описывать их, но и объяснять психологические сложности, искать практические инструменты их преодоления.
Следует отметить, что во многих клинических концепциях личности не выдержана такая структура. Это связано с тем, что авторы концепций не были озадачены построением наиболее полной картины внутреннего мира человека и его развития. В связи с тем, что их интересы лежали в области оказания психологической помощи, фокус внимания был акцентирован на понимании отдельных аспектов организации личности (ее структуры), на причинах сложностей и путях их преодоления. Таким образом, в отличие от рассмотрения теории личности в общепсихологическом плане, можно сказать, что теория личности в психотерапии представляет собой более прикладное описание, а перечисленные выше компоненты можно принять как минимально достаточные для любой модальности.
К сожалению, в силу различных причин не во всех школах практической психологии предложена теория личности. Это создает множество сложностей как в работе специалистов, так и в их подготовке. Вместе с тем они должны иметь в своем профессиональном мышлении ясную картину происходящего в личности, чтобы хорошо понимать то, что случается с клиентом, давать этому непротиворечивые объяснения и понимать назначение имеющихся инструментов в методе для эффективного выстраивания стратегии изменений. Тогда работа психологов-консультантов и психотерапевтов будет более обоснованной, структурной, технологичной внутри имеющихся модальностей. А это, в свою очередь, приведет к большей эффективности в оказании психологической помощи людям.
В тех школах практической психологии, в которых еще не предложена теория личности, ее можно разработать на основе трудов основателей и наиболее ярких последователей, соразвивателей.
В связи с тем, что в адрес НЛП и НЛПт высказывается критика по поводу отсутствия в них теории личности, мной предпринята авторская попытка разработать ее на основе трудов основоположников НЛП (Дж. Гриндер и Р. Бэндлер), соразвивателей (Л. Кемерон-Бэндлер, Дж. ДеЛозье, Р. Дилтс, Д. Гордон, С. Андреас, Т. Холбом, Б. Ван Дер Хорст, Дж. О’Коннор, Т. Джеймс, В. Вудсмол, М. Холл, Л. Деркс и др.) собственного понимания и опыта применения (более 30 лет) данной школы практической психологии и модальности психотерапии.
Прежде, чем перейти к ее изложению, остановимся кратко на определении НЛП и НЛПт, а также их соотношении.
Нейролингвистическое программирование – это научно-прикладная область моделирования человеческого опыта, язык описания субъективной реальности человека, одно из направлений практической психологии.
В связи с тем, что НЛП значительно шире, чем область практической психологии, можно дать еще одно, более общее определение.
НЛП – трансдисциплинарная область моделирования человеческого опыта.
Также НЛП можно воспринимать еще и как практику эпистемологии.
Как же соотносятся НЛП и НЛПт?
Нейролингвистическая психотерапия является «переформатированным» нейролингвистическим программированием (НЛП) по европейским стандартам психотерапии, одной из официально признанных модальностей в европейской ассоциации психотерапии (ЕАП), в которой ведется профессиональная подготовка специалистов (психотерапевтов). Она относится к психологической модели психотерапии (не медицинской).
Это означает, что подготовка специалистов по своей продолжительности, установленным процедурам супервизии ведется не менее 4-х лет, с выполнением определенных требований к объему часов, ее качеству, охвату тем и изучению расширенного списка психотехнологий, прохождением индивидуальной психотерапии и т.д.
Все разработанные в НЛП психотехнологии и психотехники (организации отношений с клиентом, диагностики и трансформации опыта) собраны в НЛПт на системной основе, специально для целей реализации психотерапевтического процесса. По сравнению с НЛП, в НЛПт осуществлено небольшое расширение психотехнологий (например, используются генограммы, некоторые инструменты эриксоновского гипноза и т.д.). В НЛПт произошел своего рода возврат на новом этапе развития знаний к результатам моделирования опыта работы выдающихся психотерапевтов (Ф. Перлза, В. Сатир и М. Эриксона, М. Фельденкрайза и Ф. Фарелли). В рамках НЛПт уже более 25 лет ведутся научные исследования, доказывающие эффективность данной модальности (опубликованы результаты боле 70 исследований, предприняты попытки их метаанализа).
На территории России и стран СНГ в настоящий момент только два специалиста входят в европейский реестр психотерапевтов в модальности НЛПт – А.А. Плигин и А.В. Герасимов.
Остановимся кратко на теории личности в рамках данного подхода.

1.Общий взгляд на личность и ее развитие в НЛП и НЛПт.
В описании личности в НЛП оперируют ключевым понятием личностный опыт (субъективный опыт, индивидуальный опыт).
Человек обладает субъективным опытом (ментальным опытом), который приобретается в ходе развития и функционирования личности в различных видах жизнедеятельности [3, c. 41-42].
Субъективный опыт представляет собой иерархическую структуру (модель «Нейрологических уровней» [3, с. 211-217]): окружение, поведение, способности, ценности и убеждения, идентичность.
Уровень идентичности представлен множеством ролей и частей личности. Этот уровень описывает личность в узком значении, в качестве управляющей инстанции опыта, всех нижележащих психических структур, свойств, черт и качеств человека. Набор и развитость различных «Я» человека у каждого индивидуальны, зависят от особенностей его воспитания в детские годы и участия в различных видах деятельности на протяжении всей жизни.
Более высокий уровень организации опыта управляет нижележащими. Вышележащие уровни не только управляют нижележащими, но и включают в себя нижележащие, то есть они формируются на их базе. Каждый из уровней представляет собой отдельную иерархию («пирамида в пирамиде») и может рассматриваться как система паттернов (психодинамика), структура которых может быть описана (по модели Т.О.Т.Е. [3, с. 187-193]).
Такой уровневый подход в рассмотрении организации индивидуального опыта (с представленностью различных «Я» на его вершине), делает его методологическим основанием для понимания личности (и в широком, и в узком значении), процессов ее развития, описания наиболее эффективных моделей и осуществления психотерапии.
Формирование личностного опыта.
Приходя в этот мир, человек взаимодействует с окружением.
Окружение представляет собой жизненное пространство, людей, предметы, природу. Взаимодействуя с окружением, человек познает этот мир и ментально создает модель реальности (система когнитивных карт), которая кодирована психолингвистически (сенсорными системами и их субмодальностями, речевыми структурами).
Во взаимодействии с другими людьми человек использует стратегии поведенческого моделирования, развивает огромный арсенал различных действий и поведения (в том числе речевое). Отражая сложные отношения, человек развивает три типа рефлексии, которые представляют собой умение смотреть на мир своими глазами (первая позиция восприятия), глазами другого человека (вторая позиция восприятия) и отстраненно за рамками системы его взаимодействия, в которой действовал человек (третья позиция восприятия), [3, с. 277-238].
Поведенческое моделирование в сочетании с множественной рефлексией (перемещение по трем позициям [3, с. 277-238]) в трех временах (прошлое, настоящее и будущее) создают многообразие когнитивных карт и содержательное наполнение субъективного опыта. Таким образом, приобретаются знания о себе и мире, углубляется опыт и строятся перспективы развития.
Довольно быстро человек начинает исходить в большей степени не из самой реальности, а из усвоенных им моделей, которые содержат множество искажений реальности, так как когнитивные карты, внутренняя модель мира человека – только упрощенная версия внешней реальности (содержат обобщения, опущения и эквиваленты исходных элементов отражения опыта). Это помогает человеку действовать ментально с предметами внешнего мира в их отсутствии, накапливать и передавать знания другим, что делает его самым развивающимся и обучаемым живым существом на Земле, необычайно мощно меняющим окружающий мир. Вместе с тем эти же модели приводят к множеству сложностей в понимании всего происходящего в мире и жизни человека, являются причиной множества ошибок и заблуждений, порождающих проблемы.
В ходе осуществления поведенческого моделирования происходит развитие различных способностей, позволяющих качественно менять способы действий во внешнем и внутреннем мире.
Моделируя различные виды поведения, решая множество практических задач, сталкиваясь с трудностями их реализации, человек перестраивает порядок действий, меняет качество их исполнения, рефлексирует успешность различных схем активности, достигает результатов различного качества. В итоге индивидуально «изобретаются» новые способы достижения результатов более высокого качества. Интеграция комплекса способов (в том числе по реализации смежных действий) в рамках определённого родственного класса задач приводит к обобщению этого опыта, легкости управления действиями – возникновению способности.
Операциональными механизмами способностей являются микро- и макростратегии. Ментальные операции связываются с внешними (предметными) действиями, создавая динамические образования, регулирующие качество деятельности.
На уровне «Способностей» осуществляется собственно психическая, внутренняя регуляция активности человека.
Способности представляют собой более высокий уровень обобщения опыта (метауровень) в отношении организации отдельных действий и поведения. Он недоступен для наблюдения, и поэтому так трудно его осознавать и на него влиять.
Познавая мир естественным образом и обучаясь в специально организованных условиях (образовательные учреждения), человек приобретает новые схемы действий (когнитивные схемы и познавательные маршруты), происходит мощное развитие личности. Слова «способность» и «способ действия» не случайно лингвистически схожи. Развитие способностей невозможно без расширения новых способов решения различных жизненных задач.
Под стратегией понимается система внешних и внутренних действий (операциональная схема (механизм) реализации внешней и внутренней активности человека), направленная на решение какой-либо задачи в различных сферах жизнедеятельности человека.
В НЛП используется понимание слова «стратегия», которое укоренилось в когнитивной психологии. В военном искусстве и менеджменте оно другое: видение далеких перспектив.
Получая результаты различной эффективности в деятельности, развивая свои способности, у человека довольно быстро складывается система стилистических предпочтений в деятельности (метапрограммы) и кристаллизуются предпочтения более высокого уровня – ценности и убеждения. Они начинают «цементировать» опыт, создавая мировоззренческое ядро личности, делая человека избирательным, еще больше индивидуализируя его опыт и внешнюю активность (эффект супериндивидуализации). Между двумя этими уровнями (способности и ценности/убеждения) образуются мотивационные и волевые стратегии (мотивации, волевой регуляции, принятия решений и т.д.).
В ходе реализации различных видов активности, проявляя свои способности и мировоззрение, человек отражает позиции других людей и выполняет множество функциональных ролей, которые создают систему внутренних субличностей и ролей, представляющие собой его личностное своеобразие (идентичность).
В итоге человек, его «Я» развивается как множественная личность, в которой каждую роль и часть личности можно рассматривать как отдельную иерархию уровней организации (пирамида нейрологических уровней сверху вниз) внутри одной «Я-структуры».
Описания индивидуального опыта «сверху вниз» для каждого конкретного «Я» человека (базовых структур) представляет собой модель личности (в узком смысле). В связи с тем, что набор «Я» человека индивидуален, в НЛП не создавалась какая-либо другая универсальная модель для этого уровня опыта (как, например, это сделано в психоанализе).

Начиная с уровня ценностей/убеждений и выше, складываются личностные смыслы в отношении всего, что с человеком происходит, и высшие смыслы его существования (предназначение, миссия).
В ходе начального развития субъективного опыта уровни складывались снизу вверх (из количества – в качество), а на определенном этапе развитости опыта происходит управление сверху вниз: более высокий определяет нижележащие. Так, например, выбирая определенную роль в реализации целей, человек актуализирует соответствующие ценности и убеждения, систему качеств (метапрограммный профиль роли), определенные стратегии, действия и эмоциональные состояния, реализуя свойственную роли активность.
Кроме того, такое последовательное развитие по уровням организации опыта раскрывает лишь общую тенденцию. В становлении конкретного человека может происходить нарушение этой условной линейности, ряд подструктур разных уровней могут складываться одновременно, что может приводить к скачкам на более высокий уровень. И наоборот, слабый уровень развития нижележащих структур может приводить к номинальности существования последующих. Например, новая функциональная роль присвоена, а ее арсенал стратегий и действии может долгое время оставаться крайне бедным, поэтому реализация данной роли будет относительно затруднена (а иногда и заторможена на длительный период времени).

2. Базовый принцип психологической помощи, обучения и развития личности: «Моделирование».
Под моделью в НЛП понимается упрощённая версия какого-либо предмета, явления. При этом понятие «модель» понимается довольно широко. Сюда относят материальные объекты, создающие уменьшенную копию предметов и явлений (например, моделью Земли является глобус). Но сюда также относят и знаковые модели. В частности, каждое слово, являющееся понятием, – это модель, заместитель любого предмета и явления во внутреннем плане действия. В слове звуковая оболочка прочно связана с образным и семантическим значениями, отражающими предметы и явления. Именно создание речевых моделей, выработка разделяемых моделей (языков) для большинства явлений окружающего мира помогли человеку стать тем, кем он является (homo sapiens). Речевые модели позволили людям оперировать в ментальном плане с предметами, без их физического присутствия (в памяти, представлениях, мышлении, воображении и фантазии). Благодаря этому, человек смог развить уникальную способность преобразовывать мир, в котором он живет до неузнаваемости. Так же он осваивает преобразование себя, моделируя индивидуальный опыт людей, изучая и накапливая его наиболее совершенные модели.
Таким образом можно сказать, что человек, чтобы выйти за рамки биологической обусловленности, стать социальным существом и личностью, развил множество различных видов моделирования.
В целом, специалисты НЛП исходят из идеи, что опыт жизнедеятельности человека в определенном контексте может быть описан в виде модели (описание компетентности через компетенции, система паттернов различных уровней, схема/алгоритмы действий). Поэтому, выявляя модели (систему паттернов/ стратегий) неуспешного и успешного опыта, осуществляя их контрастный анализ, можно перестраивать, трансформировать и расширять опыт. Это принципиально важно для стратегии построения психологической помощи людям.
Таким образом, моделирование – основной подход в психологическом консультировании (психотерапия, коучинг и т.д.), его развитии.
Моделируя успешный опыт одного человека, можно существенно повлиять на развитие опыта данного человека и других людей. Эффективные модели (паттерны) можно переносить в смежные контексты в рамках опыта одного человека, а также превращать в отдельные технологии (образовательные, коучинговые и психотерапевтические) для развития других.
Моделируя успешный опыт нескольких людей и их взаимодействие, можно осуществлять консультирование и обучение групп людей (семья, коллектив, сообщество).
В НЛП также разработано множество принципов, описывающих профессиональные взгляды данной области на устройство субъективного опыта, способы его моделирования, взаимодействие человека с миром и самим собой, причины возникновения сложностей, отношение к изменениям, экологию изменений, возможности развития человека, построение процесса психотерапии и т.д.
3. Стадии развития личности.
Авторы НЛП и его соразвиватели отдельно не выделяли стадии развития личности, так как их интересы лежали в области моделирования структуры индивидуального опыта, экспертности психотерапевта, структуры психотерапевтического процесса, накопления прикладных методик и психотехник, позволяющих совершенствовать опыт человека.
Однако, следует заметить, что если посмотреть на этот процесс «глазами НЛП-специалиста», можно выделить несколько стадий развития личности:
· Непроизвольное импринтинговое запечатлевание реальности и имитационное моделирование поведения ближайшего социального окружения (родителей).
· Формирование первой позиции восприятия и осознанное моделирование действий и способов их реализации в контекстах обыденной жизни.
· Ментально-ролевое моделирование различных видов активности в чтении (особенно сказок и детских литературных произведений), просмотре кино и мультфильмах, а также игровой деятельности.
· Развитие социальной рефлексии и эмпатии (второй позиции восприятия) в общении, выработка зачатков построения объективизированных представлений о себе и научной рефлексии (третьей позиции восприятия), усложнение на их основе рефлексивных видов моделирования опыта (особенно различных способностей).
· Моделирование предметных действий и способов их реализации в различных областях знаний, освоение роли ученика, развитие научной рефлексии (третьей позиции).
· Моделирование и развитие социальных отношений в ученичестве, товариществе, дружбе и любви.
· Моделирование личностного мировоззрения и его укоренение (период самостояния по Ж. Пиаже).
· Функционально-ролевое моделирование в различных областях предметной деятельности, освоение и развитие широкого спектра компетенций.
· Моделирование профессиональных компетенций и компетентности в выбранной профессиональной деятельности, достижение экспертности.
· Моделирование интерперсональных форм социальных отношений (например, супружеский союз, сообщества) и личностного опыта в различных областях жизнедеятельности и контекстах организации жизни.
· Многомерная рефлексия своего опыта, пересмотр достигнутого, моделирование экспертной позиции в отношении жизни (развитие и укоренение мудрости).

Эти стадии охватывают различные периоды становления и развития личности: от младенчества – до различных этапов взрослости. В каждой из них происходит появление особых новообразований, которые позволяют человеку из биологического существа становиться социальным индивидом, а затем приобрести целостное уникальное качество своей самости – личность. Последовательность стадий условна, каждый человек реализует их индивидуально, могут происходить скачки в развитии отдельных подструктур опыта с возвратами на предыдущие этапы.
Слабая сформированность определенных подструктур опыта на одной из стадий приводит к сложностям дальнейшего развития и функционирования личности. Например, недостаточное развитие эмпатии, как известно, порождает специфические трудности в построении социальных отношений в целом, а сложности обретения мудрости приводят к напряжённой и безрадостной жизни в старости.
4. Типология личности.
В отличие от многих других психологических подходов, которые описывают типы личности, в НЛП развит стилистическо-динамический подход к типологии личности.
Упрощенно его идея выглядит следующим образом: если выделить набор предпочитаемых стилей у конкретного человека, то получится довольно полная и при этом индивидуально проявленная картина его психотипа. При этом нет необходимости запоминать множество статических («портретных») типов, что может быть отельной трудностью (в соционике, например, максимальное число возможных «портретов» – 256!).
В связи с тем, что НЛП-специалистов часто интересует то, как человек думает, организуя свои действия и поведение, в данной области было предложено понятие «метапрограммы».
Метапрограмма – это стиль мышления и поведения, который представляет собой предпочтения к определенным операциям в реализации стратегий деятельности, он имеет специфические виды проявления в вербальной и невербальной коммуникации.
В настоящий момент в НЛП выделяют множество метапрограмм (стилей): мотивации (достижения и избегания), приятия решений (внутренняя и внешняя референция), фокусировки в сравнении (на сходстве и различий), логического мышления (индукция, дедукция и традукция), сенсорной переработке информации, ментальной организации времени (прошлое, настоящее, будущее) и т.д.
Любую ролевую идентификацию можно представить как метапрограммный профиль.
Например, тип «мечтатель» имеет следующий профиль стилистических предпочтений: будущее время, мотивация достижения, визуальный стиль переработки информации, дедукция и традукция, фокусировка на различия (новое).
В реализации консультирования, для понимания того, что происходит с человеком, НЛП-специалист осуществляет диагностику его стилистического профиля, строит контакт (раппорт) с клиентом, а также сопровождает трансформацию опыта с учетом его конкретных стилистических предпочтений (метапрограмм).
Учет метапрограммного профиля в сочетании с ролевыми и мировоззренческими предпочтениями человека, разработанными в НЛП инструментами моделирования психотехники под индивидуальный симптом клиента, делает психотерапевтический процесс в определенной степени личностно ориентированным (особый тип индивидуализации).

5. Причины человеческих сложностей.
Сложности людей можно обобщенно определять как трудности использования ими неэффективных ментальных моделей, паттернов различных ярусов опыта, приводящих к неэффективным действиями и поведению, а также как отсутствие эффективных паттернов (не выработанных на предыдущих этапах жизни, особенно в детские годы).
Истинные причины проблем лежат еще более глубоко, они связаны с трудностями развития и функционирования подструктур индивидуального опыта, нарушениями в их естественных аутентично складывающихся связях. Это, в свою очередь, происходит из-за сложностей детско-родительских отношений, сложностей с негативными установками о себе и мире, психологической травмированности опыта, внутриличностного напряжения вследствие нерешенности проблем (конфликт частей личности, мировоззренческих позиций, межличностные конфликты и т.д.), злоупотреблений (алкоголизм, наркомания и т.д.), а также нарушений протекания обучения и связанного с ним развития человека и т.д. Во взаимоотношении человека с различными социальными системами (семья, дружеская компания, рабочий коллектив, различные сообщества), они особым образом проявляются и могут усиливаться.
У клиентов с «тяжелыми проблемами» происходит наложение (резонанс) сложностей различных уровней внутри позиций восприятия с временными и причинно-следственными искажениями, сопровождающиеся межсистемными проблемными паттернами.
В целом, в упрощённой форме, можно выделить следующие проблемы по уровням организации опыта (снизу вверх):

Внутриличностные:
· Поведенческие проблемы (неэффективные действия или их отсутствие).
· Проблемы эмоциональных состояний (повторяющиеся негативные эмоции, страхи, фобии и т.д.), которые приводят к негативным изменениям внешней активности человека.
· Неэффективные стратегии (сложности самоорганизации, неэффективные частные стратегии или их отсутствие т.д.).
· Ущемление ценностей, ограничивающие убеждения, конфликт мировоззренческих структур и т.д.
· Неэффективная реализация части личности/роли, подавление части личности, конфликт частей личности, неэффективные ролевые переходы в ходе реализации общения и различных видов деятельности и т.д.
· Отсутствие смысла жизни, неудовлетворенность прежними смыслами жизни и т.д.

Межличностные:
· Сложности в построении отношений, созависимость от других людей, отчужденность и т.д.
· Конфликты между людьми. Они трактуются как неумение человека согласовывать свои ценности и стремления (намерения) с другими людьми. Конфликт проявляется на уровне внешнего поведения и эмоциональных реакций, а его решение лежит внутри, в согласовании между намерениями и выбором более эффективных вариантов поведения.
Большинство проблем человека представляют собой комплексный симптом, который включает сложности различных уровней.
Все симптомы имеют свою индивидуально проявленную структуру, стабилизируются вторичными выгодами.

Специалисты НЛП не стремились создавать единой классификации симптомов в данной модальности, так как в ходе работы НЛПт-консультанты строят индивидуальную диагностику и моделирование структуры симптома, а затем на этой основе осуществляют моделирование/проектирование инструментов их преодоления. То есть в соответствии с неповторимостью опыта человека каждый симптом необходимо отдельно исследовать как квазииндивидуальный.

Классификация симптомов может быть довольно широкой: от различного рода психотравм и психосоматических расстройств до житейских трудностей. Каждый из них важно отдельно исследовать (метамоделировать): выявить структуру симптома/ведущие паттерны и соотнести с имеющимися психотехниками или осуществить индивидуальное моделирование/проектирование психотехники для последующего их преодоления.
В НЛП разработаны язык описания субъективного опыта человека и практической работы НЛПт-специалиста, технологии моделирования/проектирования психотехнологий для решения сложностей людей.

НЛПт нельзя отнести четко к одному из видов психотерапии. Если пользоваться имеющейся классификацией ее видов, то НЛПт можно воспринимать как системную когнитивно-поведенческую (с элементами экзистенциальной) и структурно-динамическую психотерапию (все сложности могут быть представлены как структура протекающих процессов во времени, паттернов).
Для рассмотрения динамики симптомов используется работа с «Временной линией» и модель «Симптом(S)-Причины(C)-Результат(O)-Ресурсы(R)-Эффекты(E)» – «S.C.O.R.E.» (принятая аббревиатура на английском) [3, с. 263-276].
НЛПт также можно определять как трансмодальную психотерапию на основе моделей моделирования опыта человека, использующую метазнания, накапливаемые в методологии науки, эпистемологии, теории систем, когнитивной науке, лингвистике, психолингвистике, герменевтике, семиотике, психологии, логике, педагогике, синергетике и т.д., а также других модальностях психотерапии.
Границы работы: широкий класс сложностей, который может быть метамоделирован как согласованные системы лингвистических паттернов и паттернов различных уровней внутри опыта человека во взаимосвязи с паттернами внешнего поведения в различных контекстах и системах.

6. Цели психотерапии в модальности.
Привести человека к осознанию своих психологических сложностей, помочь ему их преодолеть, научить более эффективно управлять своим опытом в различных «трудных» ситуациях, научить эффективно реализовать свои цели, повысить уровень самоорганизации, инициировать самоактуализацию личности, развить более эффективные ментальные паттерны различных уровней и преобразовать поведение на их основе.
7. Основные стратегии (механизмы) преодоления проблем.
В целом трансформация сложностей в НЛПт осуществляетсяреструктурированием подструктур индивидуального опыта(начиная с более высокого уровня и завершая поведением), которое обеспечивается специальными инструментами (психотехнологиями и психотехниками) работы психотерапевта.

Основные этапы работы с психологическими трудностями (макромеханизм/макростратегия):
1. Диагностика психологических трудностей:
· сбор информации с использованием «правильных вопросов»;
· наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием клиента;
· совместный с клиентом поиск краткой формулировки сути жалобы клиента в его семантике;
· формулировка запроса клиента на языке НЛПт.
2. Моделирование структуры симптома и его первопричин (в случае необходимости):
· реконструкция, анализ компонентов и паттернов, выявление неэффективных элементов и их связей.
3. Уточнение желаемого результата в сравнении со структурой симптома (используется формат вопросов «Хорошо сформулированный результат»).
4. Определение уровней индивидуального опыта, на котором возникла сложность и на котором сформулирован желаемый результат.
5. Определение подструктур опыта для изменений (от более высокого уровня к нижележащим).
6. Поиск возможных путей трансформации сложностей (соотнесение найденных подструктур для изменения с возможными приемами по осуществлению изменений, далее выбор готовой техники, где они уже имеются, или проектирование новой техники).
7. Поиск вторичных выгод, стабилизирующих симптом.
8. Дестабилизация симптома (переструктурирование компонентов и связей симптома в формате подструктур опыта, нуждающихся в изменениях т.д.).
9. Выявление и проработка вторичных выгод симптома.
10. Осуществление практических изменений подструктур опыта, начиная с более высоких и заканчивая поведением. Реализация психотехники (четко структурированной или эвристической).
11. Экологическая проверка полученных результатов изменений.
12. Подстройка к будущему («примерка» полученных изменений к различным ситуациям).
13. Первые шаги по реализации изменений (обеспечение связи полученных изменений с будущей поведенческой активностью, действиями).
Основными микромеханизмами трансформации опыта являются изменения в его речевых и ментальных подструктурах (форматах кодировки и изменения опыта). Они реализуются двумя путями:
· реструктурирование речевых структур (психолингвистический);
· реструктурирование психических подструктур, опосредовано через речь и различные способы материализации опыта.
Изменения в речевых структурах человека, которые связаны с репрезентацией глубинной структуры опыта, приводят к перестройке связей внутри представлений о себе и жизненных ситуациях человека. Это инициирует различные виды рефлексии, приводит к осознанию, инсайтам и изменению отношения к сложностям. Фрагменты картины мира человека, которые связывались с трудностью, видоизменяются, происходит анализ («подсвечивание») тех частей опыта (в когнитивных картах реальности), которые были недоступны для осознания. Все это дает возможность переосмыслить саму сложность и пути ее преодоления, приводит к изменению отношения к себе, трудностям и окружающей действительности.
Изменения в психических структурах приводят к перестройке опыта и глубинным личностным изменениям, благодаря чему человек непосредственно меняется, становится другим. Посредством этого типа изменений происходит трансформация психотравм, преодолеваются трудности детско-родительских отношений, фобии, психосоматические проблемы, конфликты с собой и другими людьми и т.д.
Далее, в соответствии с вышеизложенной теорией личности, в НЛП (НЛПт) относительно легко выстраивается логически стройная система практических инструментов работы психотерапевта.


На современном этапе развития НЛПт – это системная, генеративная, метаструктурная, многоуровневая, глубокая психотерапия, с уникальной индивидуализацией всех компонентов психотерапевтического процесса, позволяющая трансформировать различные уровни опыта человека, дающая эффективные и долгосрочные, устойчивые результаты в работе с широким классом психологических сложностей.
Если более детально определить каждое категориальное качество НЛПт, в указанном выше описании, то это означает следующее: системная – осуществляется многоаспектный, во всех компонентах опыта и психотерапевтического процесса сбор информации с последующей трансформацией, в четко очерченной стратегии и технологии; ресурсная – в начале и в ходе психотерапевтического процесса происходит постоянное усиление ресурсов личности, а трансформация преимущественно осуществляется путем привлечения ресурсов самого клиента из других контекстов его жизнедеятельности; генеративная – осуществляется периодическое создание новых инструментов психотерапии, создающих взаимно порождающие в опыте клиента изменения за счет моделирования (и профессионалов, и опыта клиента); метаструктурная – осуществляются изменения сложностей одного уровня опыта за счет трансформации более высоких и, затем – нижележащих; глубокая – осуществляется и решение глубинных проблем человека, и работа с глубокими подструктурами опыта (установками, убеждениями, ролями и т.д.); с уникальной индивидуализацией – осуществляется учет индивидуальных особенностей личности клиента и его сложностей, разработка психотехнологий под индивидуальную структуру его симптома.

В будущем развитие уникального типа индивидуализации может сделать НЛПт в полной мере личностно ориентированным видом психотерапии, в которой происходит и развитие личности, и ее высшая степень индивидуализации в процессе трансформации опыта.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что подобные разработки в современном НЛП (НЛПт) могут существенно повлиять на подготовку специалистов, позитивный имидж данной области, его понимание и принятие академической психологией и собственное развитие в системной стройности, целостности и непротиворечивости.
Кроме того, если в других школах современной практической психологии будут уточнены и разработаны теории личности в соотнесении с имеющимися практическими инструментами решения психологических проблем человека, появится возможность их дальнейшего развития. Также можно будет соотносить различные теории личности на единых основаниях, глубоко анализировать, находить генетически исходное, выделять общее и особенное (уникальное) и т.д. Это, в свою очередь, может привести к созданию обобщенной теории личности, соотнесенной с практикой и разработке основ универсальной (обобщенной) модели психологической помощи людям.

Список литературы

1. Джемс, У. Психология / У. Джейм, – М.: 1991. – 366 с.
2. Перре, М., Бауманн, У. Клиническая психология и психотерапия / М. Перре, У. Бауманн, – 3-е изд. – Спб: Питер, 2012. – 944 с.
3. Плигин, А.А., Герасимов, А.В. Руководство к курсу НЛП-Практик / А.А. Плигин, А.В. Герасимов, – М.: Твои книги, 2020. – 576 с.
4. Фрейд, З. Я и Оно / З.Фрейд. – М.: ЭКСМО, 2015. – 648 с.
5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Тории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер, – 3-е изд. – СПб: Питер, 2004. – 607 с.