Андрей Анатольевич Плигин –
доктор психологических наук, зав. кафедрой консультативной психологии МПСУ, зав. кафедрой НЛП и НЛПт Академии социальных технологий, учредитель центра НЛП, психотерапевт европейского реестра, руководитель модальности НЛПт в ОППЛ, бизнес-тренер, коуч. Аннотация. В статье обсуждается значение и структура теории личности в рамках школы практической психологии. Приводится авторский взгляд на теорию личности в рамках НЛП и НЛПт. Обсуждаются возможные позитивные эффекты разработки теории личности.
Ключевые слова: структура
теории личности,
школа практической психологии, объяснение причин психологических сложностей, преодоление психологических сложностей, нейролингвистическое программирование, нейролингвистическая психотерапия.
Многие школы практической психологии (клинические концепции личности, модальности психотерапии и модели консультирования) имеют собственную
разработанную теорию личности [2, 5]. Это делает их теоретические и практические знания более полными, структурно взаимосвязанными и непротиворечивыми в рамках созданной модели оказания психологической помощи людям.
Понятие «личность» в психологии очень многозначно. Так, например, Г. Олпорт собрал из научных источников и проанализировал 49 определений личности, классифицировав их в зависимости от этимологии, внешних проявлений и значений в различных областях знаний. Далее он предложил пятидесятое, исчерпывающее определение, которое предполагает, что человеческие существа представляют собой одновременно продукт и процесс, что человек организован в определенную структуру, но в то же время обладает способностью изменяться: «Личность — это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющая его уникальное приспособление к окружающей среде». Осуществляя длительное исследование личности Г. Олпорт пришел к финальному определению этого понятия: «Личность — это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющая его уникальное поведение и мышление» [5, c. 273].
В целом следует отметить,
понятие «личность» в психологии используется чаще всего
в двух значениях: в широком –
человек, со всеми его психологическими свойствами и качествами и в узком – высшая степень развития человеческого в человеке,
управляющая инстанция индивидуального опыта.
Ярким
примером клинической концепции личности является исторически первая модальность психотерапии –
психоанализ. Как известно, Зигмунд Фрейд предложил не только метод решения психологических проблем, но и подход к объяснению причин их возникновения. Ему это удалось сделать во многом потому, что автор психоанализа вслед за У. Джеймсом [1] разработал собственную
модель структуры личности (три уровня сознания в соотношении с тремя видами Я-структур) и связанные с ней теоретические представления. Если совсем кратко изложить его объяснительную теорию психических нарушений, ее можно свести к тезису: «психологические сложности человека объясняются конфликтом между «Ид» и «Сверх-Я», а возникающее внутриличностное напряжение является причиной многих проблем, в том числе и психосоматических» [2, с. 105-153, 3].
Зигмунд Фрейд в числе первых задал
структуру теории личности в рамках метода психологической помощи, в которую
включены следующие составляющие: модель структуры личности, типы личности, стадии развития личности, объяснение причин психологических нарушений. Это, несомненно, является его значимым вкладом в психологическую науку и практику. Такой структурно-содержательный подход позволяет рассматривать важнейшие психические явления
в системной взаимосвязи и не только описывать их, но и
объяснять психологические сложности, искать
практические инструменты их преодоления.
Следует отметить, что во многих
клинических концепциях личности не выдержана такая структура. Это связано с тем, что авторы концепций не были озадачены построением
наиболее полной картины внутреннего мира человека и его развития. В связи с тем, что их интересы лежали в области оказания психологической помощи, фокус внимания был акцентирован на понимании
отдельных аспектов организации личности (ее структуры),
на причинах сложностей и путях их преодоления. Таким образом, в отличие от рассмотрения теории личности в общепсихологическом плане, можно сказать, что теория личности в психотерапии представляет собой
более прикладное описание, а перечисленные выше компоненты можно принять как
минимально достаточные для любой модальности.
К сожалению, в силу различных причин
не во всех школах практической психологии предложена теория личности. Это создает множество сложностей как в работе специалистов, так и в их подготовке. Вместе с тем они должны иметь в своем
профессиональном мышлении ясную картину происходящего в личности, чтобы хорошо понимать то, что случается с клиентом, давать этому непротиворечивые объяснения и понимать назначение имеющихся инструментов в методе для эффективного выстраивания стратегии изменений. Тогда работа психологов-консультантов и психотерапевтов будет более обоснованной, структурной, технологичной внутри имеющихся модальностей. А это, в свою очередь, приведет к большей эффективности в оказании психологической помощи людям.
В тех школах практической психологии, в которых еще не предложена теория личности, ее
можно разработать на основе трудов основателей и наиболее ярких последователей, соразвивателей.
В связи с тем, что в адрес НЛП и НЛПт высказывается критика по поводу отсутствия в них теории личности,
мной предпринята авторская попытка разработать ее на основе трудов основоположников НЛП (Дж. Гриндер и Р. Бэндлер),
соразвивателей (Л. Кемерон-Бэндлер, Дж. ДеЛозье, Р. Дилтс, Д. Гордон, С. Андреас, Т. Холбом, Б. Ван Дер Хорст, Дж. О’Коннор, Т. Джеймс, В. Вудсмол, М. Холл, Л. Деркс и др.)
собственного понимания и опыта применения (более 30 лет) данной школы практической психологии и модальности психотерапии.
Прежде, чем перейти к ее изложению, остановимся кратко на определении НЛП и НЛПт, а также их соотношении.