В целом современные психологические представления об опыте человека исходят из идеи, что в каждом из нас живут три сущности: биологическое существо, социальный индивид и личность. Пользуясь этой довольно простой моделью из общей психологии, можно классифицировать практические инструменты оказания психологической помощи человеку (приемы, методики, техники работы консультанта) любого психокоррекционного или терапевтического подхода. Сделаем это на примере нейро-лингвистической психотерапии (НЛПт), авторского подхода «Коучинг жизненного пути личности» и разработанного в данных подходах инструментария.
Как известно, З. Фрейд использовал метафору лошади и всадника, описывая то, что происходит между сознательным и бессознательным. Разовьем эту полезную аналогию несколько в иной плоскости: с точки зрения трех вышеназванных подструктур. Лошадь — это биологическое существо, а всадник — «двуликий Янус»: социальный индивид и личность. Наездник с лошадью находится в непростых взаимоотношениях. Ему нужно приручить свое «домашнее животное». Общеизвестно, что лошадь довольно долго объезжают, иначе она может скинуть своего наездника, а в некоторых случаях это даже заканчивается трагически. Примерно то же случается с людьми, в которых биологическое берет верх над собственно человеческим (социальным и личностным). Существует множество способов «приручения» животных (научения). Б. Скиннер, который интересовался дрессировкой животных, развивая поведенческий подход в психологии (теория оперантного обучения), в отличие от основателя бихевиоризма Дж. Уотсона, большее значение предавал позитивному подкреплению, чем негативному. И действительно, кошку или тем более дельфина невозможно научить сложным навыкам и трюкам, наказывая животное. Чтобы многосоставное поведение закрепилось и превратилось в устойчивый поведенческий паттерн (красивый трюк), им надо давать рыбку. В отличие от животных, социальные существа, и уж тем более личности, чаще всего любят не только есть рыбу, но и учиться ее ловить, конструируя средства ловли, в результате чего приручение (научение) приводит к самостоятельному познанию мира, сотворению себя самого и собственных внутренних и внешних миров. Учить человека ловить рыбу можно по-разному: сначала накормить его рыбой, а потом учить; учить его голодным; учить и кормить одновременно; кормить, учить и рассматривать то, как сделаны снасти. На последний тип учения (помощи) способны только человеческие существа, так он предполагает развитое сознание (многомерную рефлексию) и определенную самостоятельность (субъектность). Иным словами, социальное существо и личность учатся субъектно. Данное разграничение, конечно, условно, но эта модель позволяет посмотреть более детально на три основных аспекта человеческого опыта и более тонко, с учетом их специфики выстроить механизмы и инструменты оказания помощи людям в соответствии с теми сложностями, которые у них возникают.
Итак, биологический индивид обладает относительной самостоятельностью, на него не действуют «сознательные уговоры», он не понимает язык логических рассуждений, живет потребностями, соблазнами и автоматическими реакциями. Часто люди не могут годами справиться с вредными привычками, негативными эмоциональными реакциями, потому что простого осознания и «приказания» себе чего-либо не делать недостаточно. Такая метафора очень помогает в процессе терапии или коучинга осознать клиентам, что их лошадь периодически живет своей жизнью и у нее особый нрав.
Изменение биологического существа лучше планировать, рассуждая в следующих терминах: отождествление с эмоциональным состоянием (ассоциация), отстранение от эмоционального состояния (диссоциация), просмотр себя, своих состояний и действий со стороны (рефлексия эмоциональных состояний и действий), просмотр своих действий в обратном порядке (обратная рефлексия), эмоции и чувства, изменение (перекодировка) параметров ощущений (субмодальностей), инстинкт, реакция, условный рефлекс, витальные потребности и соблазны, подкрепление (негативное позитивное), переобуславливание, параметры поведения, создание новой последовательности действий, автоматизация умения, навык, способ поведения, поведенческий стиль (устойчивые предпочтения к параметрам поведения) и т.д. Сложности человека, связанные с негативными стояниями, автоматическое негативное поведение, эмоциональные привязанности, пищевые аддикции, негативные привычки не могут быть решены в интервенциях, не затрагивающих вышеуказанные подструктуры субъективного опыта. К ним относятся в НЛП такие техники, как «Круг совершенства», «Коктейль состояний», «Коллапс якорей», «Шкалированный коллапс якорей», «Изменение личностной истории», «Изменение субмодальностей», «Быстрое лечение фобий», «Взмах», «Взрыв навязчивостей», техники личностного редактирования, выявление и изменение поведенческих стратегий и т.д.
Социальный индивид постоянно находится в различных паттернах взаимодействия с другими. Его жизнь зависит от того, насколько его принимают другие люди (особенно значимое окружение), какие социальные роли он реализует: ребенок, взрослый родитель, друг, товарищ, ученик, лидер, сподвижник лидера, исполнитель и т.д. Конечно, он уже довольно осознан, в сравнении с биологическим существом (хотя много еще остается за пределами рефлексии), имеет «социальный интеллект», адаптивен к среде; живет, соотносясь с общественными нормами (семьи, профессионального окружения, данного социума, культуры и т.д.). В нем часто сталкиваются желательное и желаемое, «хочу и должен». Его самооценка во многом зависит от мнения других. В структуре индентичности, помимо образов «Я», возникает социальное «Я» человека, которое многоаспектно. Выполняя различные функции и роли (в обучении, на работе, в различных контекстах социальной жизни), человек находит «свое место» среди других, выстраивая мир своего ближайшего окружения и социальной самореализации. Помимо образов своего «Я», возникает ментальная проекция образа своего значимого социального окружения. Социальный индивид имеет относительно более развитую рефлексию не только на свои действия, эмоции, но и активно учится смотреть на себя «глазами других». Начиная с детства, ребенок играет в различные ролевые игры, имитируя важные поведенческие паттерны взрослых, моделируя их поведение, обучаясь. Затем «игра» переносится в разнообразные аспекты социального взаимодействия и нередко становится манипуляцией, которая носит защитные функции. Этому посвящена концепция Э. Берна и его книги: «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». Люди по-разному успешны в социуме, поэтому часто развивается предпочтение к следующим ролям: «жертвы», «преследователя», «избавителя». Мир вещей и мир людей для социального существа не рядоположен; человек вынужден не только исходить из витальных потребностей, но и соотносить себя с другими, вырабатывать свои ориентиры: систему ценностей и правил (убеждений), которая относит его к определенному социальному типу, позволяет быть «своим» в одной субкультуре и сильно отличаться от представителей другой. От того, как проходит социализация, во многом зависит то, как культурный опыт индивидуально вычерпывается человеком. Его опыт учения, труда, общения в социуме, развитые в нем способности и мировоззрение задают определенный уровень активности и инициативы, социальную успешность, адекватность самооценки. У людей возникают сложности, обусловленные во многом социальным самоосуществлением и самореализаций; проблемы построения адекватных взаимоотношений, внутренние и внешне конфликты, нарушения в самооценке, стремление реализовать желательные ценности и цели (навязанные стереотипами извне), потеря своей индивидуальности, зависимые отношения, сложности с самостоятельным выбором и т.д.
Рассуждения о психологической помощи можно строить в следующих терминах: иерархия ценностей, убеждения о социальном взаимодействии и этических нормах, внутренние и внешние конфликты, социальные роли, позиции в коммуникации, тип отношений, локус контроля (также внешняя и внутренняя референции). Для осуществления интервенций могут быть использованы известные техники НЛП: «Визуальное сдавливание», «Решение конфликтной ситуации с помощью трехпозиционного описания», «Метазеркало», «Реимпринтинг», «Выращивание частей», «Визуально-кинестетическая диссоциация», «Преодоление созависимостей», приемы работы с социальной панорамой и т.д.
Личностью, как известно, индивид не рождается, а становится. По меткому выражению А.Н. Леонтьева, человек становится личностью дважды: сначала, когда формируются его мотивы (структура ценностей и убеждений), а потом, когда благодаря рефлексии человек делает осознанные жизненные выборы, меняет себя. Существует множество определений личности. В данном тексте под личностью понимается такая рефлексивно-управленческая инстанция, которая приумножает самое человеческое в человеке. Личность, что очень важно для психотерапии и коучинга, помогает взять под контроль трудности темперамента, характера, то многое в человеке, что ранее в психологии считалось почти не поддающимся изменениям. Осознанность у личности еще больше, чем у социального индивида, — так она способна рефлексировать и целенаправленно строить свой внутренний мир, собственный жизненный путь, смыслы жизни. Если, будучи биологическим существом, человек является субъектом своей активности и поведения; будучи социальным существом, — субъектом своих поступков, отношений и способностей, то как личность он представляет собой субъекта своей духовности, идентичности, смыслов жизни, жизненного пути. Очень важным для становления высокоразвитой личности являются сформированные процессы саморазвития и самостоятельность (субъектность).
Личность испытывает присущие именно ей сложности: трудности принятия решения по жизненноважным вопросам, сложности самоидентификации (кто я?), утрата смысла жизни, изменение стиля или стратегии жизни, управление своим будущим и т.д.
Планирование интервенций можно осуществлять в таких терминах, как «иерархия ценностей», «структура убеждений», «структура идентичности» («Я»), «смысл жизни», «образ жизни», «стиль жизни» и т.д.
В НЛП могут применяться следующие техники: «Интеграция логических уровней», «Техники по работе с убеждениями», «Иерархия критериев», «Балансировка личностного своеобразия с помощью матрицы архетипических ролей», «6-шаговый рефрейминг», «Глубинная трансформация» и т.д.
Как и всякая модель, данный подход имеет границы своего применения и определенные упрощения. Основная ее полезность заключается в возможностях соотнесения следующих подструктур: индивидуального опыта, симптома со структурой шагов имеющихся техник или со структурой проектируемой интервенции консультантом. Конечно, чем более сложный комплексный симптом, тем в большей мере важно задействовать инструменты работы для каждой подструктуры человеческой сущности. Кроме того, некоторые техники с точки зрения предлагаемой классификации трудно отнести только к одному из рассмотренных типов индивидов. Например, техника «Визуально-кинестетическая диссоциация» предполагает работу со страхом, в отличие от техники «Быстрое лечение фобий», в ней осуществляются шаги коммуникации «себя молодого» с «собой опытным» так, чтобы произошел рефрейминг опасности, объяснение происходящего и разъяснение безопасности всего произошедшего в травмирующей ситуации. Это, казалось бы, не очень большое отличие создает принципиально иную разницу: осуществляется коммуникация частей, что указывает на социальную составляющую опыта, а не только на биологическую. Все это дополнительно раскрывает составной характер симптома: человек не просто обусловил яркую негативную реакцию, как в случае с фобией, а создал ее, интерпретируя ситуацию без сенсорных обоснований реальной угрозы. При выяснении структуры страха чаще всего он является социальным стереотипом, усвоенным от других (из рассказов близких, кинофильмов, мультфильмов) с последующим конструированием развития ситуации с самим собой. При необходимости такое соотношение модели «Три типа индивида», структуры симптома со структурой техники (назначение шагов) может привести к проектированию дополнительных (важных и уместных) приемов работы консультанта, делающей работу более индивидуальной (исходя из присущих только данному человеку сложностей), глубокой (затрагивающую связанные с трудностью подсруктуры опыта различных уровней) и творческой (гибкое использование техник с обоснованным отходом от инструкции и созданием новых инструментов).
Подведем итог сказанного в виде таблицы.