«Краткая история Логических уровней»
Автор: Роберт Б. Дилтс.
Предисловие от руководителя Тренингового центра Сталкер Фомченко Юрия Аркадьевича.
Статья посвящена одной из фундаментальных моделей НЛП – логическим уровням. Автор этой модели и основатель НЛП Роберт Дилтс раскрывает секреты и тонкости логических уровней. Описывает исторические корни и научность модели Логических уровней.

Вы познакомитесь с мыслями Бейтсона, узнаете, откуда в НЛП появилось понятие метасообщения, познакомитесь с разными видами обучения, поймете взаимосвязь логических уровней и нервной системы и тела человека. Уже в этой статье Дилтс вводит понятие духовности и духовного поля человечества, что является, на сегодняшний момент, быстро развивающейся областью НЛП. Для практикующих психологов статья дает ключи изменений человека методами НЛП и позволит более осознанно подходить к своей практике.

Статья требует вдумчивого чтения, соотнесения с собственным опытом и жизнью, понимания фундаментальных принципов функционирования психики.


Понятие логических уровней относится к тому, что одни процессы и явления создаются отношениями между другими процессами и явлениями. Любая человеческая деятельность — это подсистема, встроенная в другую систему, которая встроена в другую систему и так далее. Такое взаимодействие между системами порождает различные уровни процессов, по отношению к системе, в которой она функционирует. Структура нашего мозга, язык и социальные системы образуют естественные иерархии или уровни процессов.

В качестве простого примера рассмотрим скорость изменения, или просто "скорость" автомобиля. Скорость-это функция от того, какое расстояние автомобиль проедет за определенное время (например, 10 миль в час). Таким образом, скорость - это отношение между расстоянием и временем. Можно сказать, что скорость автомобиля при движении из гаража на дорогу находится на другом уровне, чем просто у автомобиля, гаража, шоссе или часов, потому что скорость – это свойство отношений между ними (и не существует без них).

Точно так же "прибыльность" компании находится на другом уровне, чем механизм, используемый этой компанией; и идея находится на другом уровне, чем нейроны в мозге, которые производят эту идею.

Идея находится на другом уровне, чем конкретные нейроны в мозге, которые производят эту идею


Логические уровни обучения и изменения

Концепция логических уровней обучения и изменения была первоначально сформулирована как механизм в поведенческих науках антропологом Грегори Бейтсоном, который основывался на работах Бертрана Рассела в области логики и математики. Бейтсон выделил четыре основных уровня обучения и изменения – каждый уровень охватывает и организует элементы с уровня ниже него, и каждый из них оказывает значительную степень воздействия на человека, организм или систему.

Термин логические уровни, как я использовал его в НЛП, был адаптирован из работ Бейтсона и относится к иерархии уровней процессов внутри отдельного человека или группы. Функция каждого уровня состоит в том, чтобы синтезировать, организовывать и направлять взаимодействия на уровне ниже него (закон пирамиды). Изменение чего-либо на верхнем уровне обязательно будет "проецироваться" вниз, вызывая изменения на более низких уровнях. Изменение чего-либо на более низком уровне может, но не обязательно, повлиять на верхние уровни. Эти уровни включают (по порядку от самого высокого до самого низкого): (1) идентичность, (2) убеждения и ценности, (3) способности, (4) поведение и (5) окружение. Шестой уровень, называемый "духовным", может быть определен как тип "связывающего поля", которое включает в себя несколько идентичностей, образуя ощущение того, что он является членом более крупной системы за пределами своей индивидуальной идентичности.

Историческая справка

Впервые я познакомился с понятием различных логических типов и уровней обучения, изменений и общения во время посещения урока экологии разума Грегори Бейтсона в Калифорнийском университете в Санта-Крузе в 1976 году. Бейтсон (1904-1980), антрополог по образованию, обладал величайшей глубиной и широтой мышления из всех, кого я когда-либо знал. Его лекции охватывали самые разные темы: от теории коммуникации до балийского искусства, от уравнений Максвелла для электромагнитных полей до шизофрении и генетических деформаций в ногах жуков. Однако, его выступления никогда не были бессвязным собранием мыслей или беспорядочной группой идей, как можно было бы предположить из разнообразия тем. Бейтсоновская версия кибернетики и теории систем была способна проникнуть в более глубокую структуру, или "паттерн, который соединяет", все эти темы в единую захватывающую ткань жизни и существования.

Оглядываясь назад, я понимаю, что посещение класса Бейтсона было одним из самых преображающих событий в моей жизни. Я сидел в его классе, слушая его глубокий голос и отчетливый Кембриджский акцент, который звучал для меня как голос мудрости. Для меня он был и остается своего рода "духовным наставником". Мысли, идеи и откровения проникали в мой ум, некоторые из них относились к теме его лекции, а некоторые были из совершенно других областей моей жизни, образования и опыта. Обычно они приходили так быстро, что я даже не успевал их записать. (Именно в классе Бейтсона я впервые встретил будущую жену, Аниту. Обмен мудростью Бейтсона всегда был одной из самых сильных связей между нами.)

Это были "пьянящие" времена, когда НЛП только формировалось. Годом ранее Ричард Бендлер и Джон Гриндер опубликовали свою первую книгу «Структура магии. Том I». Гриндер, также профессор лингвистики из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, показал Бейтсону рукопись книги, в которой описывались языковые паттерны, известные в НЛП как "Метамодель". Бэйтсон был впечатлен этой работой и написал в предисловии: "Джон Гриндер и Ричард Бендлер сделали нечто подобное тому, что мои коллеги и я пытались сделать пятнадцать лет назад. У них есть инструменты, которых у нас не было, или мы не видели, как ими пользоваться. Им удалось превратить лингвистику в основу теории психотерапии и одновременно в инструмент психотерапии. Они показали особенности лингвистики людей, избегающих изменений, и, следовательно, показали путь помощи им в изменении."

Именно после прочтения "Структуры магии" Бейтсон договорился с Бендлером и Гриндером о встрече с Милтоном Эриксоном, давним коллегой и другом, чтобы посмотреть, смогут ли они создать подобную модель сложных коммуникационных паттернов, используемых Эриксоном в его гипнотической и терапевтической работе. Это привело к появлению новых книг и некоторых наиболее плодотворных работ в области НЛП.

Более ранняя работа Бейтсона, на которую он ссылался в своем предисловии к «Структуре магии», была его попытка применить принципы кибернетики и теории коммуникации к психотерапии и пониманию психологической патологии. Под влиянием Норберта Винера (основоположника кибернетики) Бейтсон адаптировал кибернетическое мышление к человеческому общению и взаимодействию, чтобы выработать обобщения о поведении и психических характеристиках индивидов, групп и семей, а также о влияниях, лежащих в основе функциональных и дисфункциональных систем. Идеи Бейтсона дали почву для целого поколения ученых-бихевиористов и психотерапевтов. Такие люди, как Вирджиния Сатир, Мара Селвини Палаццоли, Джей Хейли, Джон Уикленд и другие, применяли формулировки Бейтсона для лечения индивидуальных и семейных проблем.

Одной из центральных идей, введенных Бейтсоном в поведенческие науки, была идея о "логических типах" общения и обучения, которые он назвал "самым важным" критерием "разума" в своей книге "Разум и природа" (1979). Бейтсон вывел понятие различных логических типов коммуникации и обучения из математической теории логических типов Бертрана Рассела, которая утверждает, что класс вещей не может быть членом самого себя. Согласно Бейтсону ("Шаги к экологии разума", с. 202):

Наш подход основан на той части теории коммуникации, которую [Бертран] Рассел назвал теорией логических типов. Центральный тезис этой теории заключается в том, что существует разрыв между классом и его членами. Класс не может быть членом самого себя, и ни один из членов не может быть классом, так как термин, используемый для класса, имеет другой уровень абстракции-другой логический тип-в отличие от терминов, используемых для членов.

Например, класс четных чисел сам по себе также не может быть четным числом. Аналогично, класс кошек не является конкретной кошкой. Точно так же и с физическим объектом "кошка" нельзя обращаться так же, как с классом кошек. (Класс кошек не требует молока и нет кошачьего помета, но члены класса часто это делают.) Другими словами, понятие логических типов различает между конкретной "картой" и "территорией", к которой относится карта; то есть между ментальной "формой" и ее "содержанием".


Происхождение модели Бейтсона

Бэйтсон впервые формально ввел понятие "логические типы" в своей статье "Теория игры и фантазии" (1954). В ней Бейтсон утверждал, что "игра" предполагает различение различных логических типов о поведении и сообщениях. Бейтсон отметил, что, когда животные и люди участвуют в "игре", они часто демонстрируют те же самые формы поведения, которые также связаны с агрессией, сексуальностью и другими более "серьезными" аспектами жизни (например, когда животные "играют в драку" или дети играют в "доктора"). Тем не менее, каким-то образом, животные и люди были в состоянии признать, по большей части, что игровое поведение было другим типом или классом поведения и "не было реальной вещью". Согласно Бейтсону, для проведения различия между классами поведения также требуются различные типы сообщений. Бейтсон называл эти сообщения "мета-сообщениями"-сообщениями о других сообщениях, утверждая, что они тоже имеют иной "логический тип", нежели содержание конкретного сообщения. Он считал, что эти сообщения "более высокого уровня" (которые обычно передавались невербально) и имеют решающее значение для людей и животных, чтобы иметь возможность эффективно общаться и взаимодействовать.

Например, играющие животные могут сигнализировать сообщение "Это игра", виляя хвостами, прыгая вверх и вниз или делая что-то другое, чтобы показать, что то, что они собираются сделать, не должно быть принято за настоящее. Их укус – это игривый укус, а не настоящий укус. Исследования людей также показывают использование специальных сообщений, которые позволяют другим знать, что они играют, во многом так же, как это делают животные. Они могут фактически невербально "мета-общаться", объявляя, что "это всего лишь игра", или смеяться, подталкивать или делать что-то странное, чтобы показать свое намерение.

Бейтсон утверждал, что многие проблемы и конфликты являются результатом путаницы или неправильного толкования этих мета-сообщений. Хорошим примером могут служить трудности, с которыми сталкиваются люди из разных культур при интерпретации невербальных тонкостей общения друг с другом.

Фактически, Бейтсон применил концепцию логических типов в качестве объяснения некоторых симптомов серьезных психологических проблем и психических заболеваний. В Эпидемиологии шизофрении (1955), Бейтсон утверждал, что неспособность правильно распознавать и интерпретировать мета-сообщения, а также различать различные классы или логические типы поведения лежит в основе многих, казалось бы, психотических или "сумасшедших" форм поведения. Бейтсон привел в пример молодого душевнобольного пациента, который зашел в аптеку больницы. Медсестра за стойкой спросила: "чем я могу вам помочь?" Пациентка не могла различить, было ли это сообщение угрозой, сексуальным предложением, предостережением за то, что она оказалась не в том месте, искренним вопросом и т. д.

Бэйтсон писал, что, если человек не в состоянии делать такие различия (различать мета-сообщения других), то индивид будет, чаще всего, действовать таким образом, который не подходит для данной ситуации. Он сравнил его с телефонной коммутационной системой, которая не могла отличить "код страны" от "кода города" и местного телефонного номера. В результате система коммутации будет неправильно присваивать номера, принадлежащие коду страны, как часть телефонного номера, или части телефонного номера как код города и т.д. Следствием этого будет то, что номеронабиратель получит "неправильный номер". Несмотря на то, что все числа (содержание) являются правильными, классификация чисел (форма) путается, создавая проблемы. (Следует отметить, что это принципиально другая проблема связи, чем просто наличие "шума" на телефонной линии, который затемняет номера. Причины путаницы логического типа весьма отличаются от причин шумных сигналов.)

В работе "К теории шизофрении" (написанной в соавторстве с Доном Джексоном, Джеем Хейли и Джоном Уиклендом, 1956) Бейтсон применил понятие различных логических типов в качестве ключевого элемента "двойной связки". Согласно Бэйтсону, двойные связки (это особые ситуации, в которых человек осуждает себя как в случае, если он что-то делает, так и в случае, если он этого не делает") являются результатом путаницы и парадоксов, создаваемых конфликтующими мета-сообщениями различных логических типов, которые привели к конфликтам поведения.

Бэйтсон считал, что способность сортировать различные логические типы сообщений и классификаций, лежащие в основе таких двойных связей, имеет важное значение для эффективной терапии. Идеи Бейтсона о применении теории логических типов к общению и психотерапии были в дальнейшем исследованы его коллегами Вацлавиком, Бавеласом и Джексоном в работе "Прагматика человеческого общения" (1967).


Применение к процессу обучения

Следующее применение теории логических типов, предложенное Бейтсоном, относится к процессу обучения. В «Логических категориях обучения и общения» (1964) он расширил понятие логического типа для объяснения различных типов и явлений обучения, а также общения. Он определил два основных типа, или уровня, обучения, которые должны учитываться во всех процессах изменения: "обучение I" (обусловленность типа стимул-реакция) и "обучение II", или дейтеро-обучение (обучение распознавать более широкий контекст, в котором происходит стимул, чтобы его значение могло быть правильно интерпретировано). Самый простой пример «обучения II» - это заданное обучение, когда животное становится "опытным", то есть лабораторные животные будут быстрее и быстрее осваивать новые задачи, попадающие в один и тот же класс деятельности. Это связано с изучением классов поведения, а не отдельных изолированных поведений.

Например, животное, обученное условному рефлексу избегания, сможет все быстрее и быстрее осваивать различные типы избегающего поведения. Однако оно будет медленнее осваивать некоторые "ответно" обусловленные формы поведения (например, слюноотделение при звуке колокола), чем другие животные, которые были обучены этому ранее. То есть, они быстро научатся распознавать и держаться подальше от объектов, которые бьют электрическим током, но будут медленнее учиться слюноотделению, в ответ на звонок колокола. С другой стороны, животное, обученное условному рефлексу Павловского типа, быстро научится выделять слюну под новые звуки, цвета и т. д., но будет медленнее учиться избегать электрифицированных объектов.

Бейтсон указывал, что эта способность усваивать паттерны или правила определенного класса обусловливающих процедур является другим "логическим типом" обучения и не функционирует в соответствии с теми же простыми последовательностями стимул-реакция-подкрепление, которые используются для изучения конкретных изолированных форм поведения. Бейтсон отмечал, например, что подкрепление для "исследования" (средство обучения для обучения) у крыс имеет иную природу, чем подкрепление для "тестирования" конкретного объекта (обучающее содержание исследования). Он сообщает (Шаги к экологии разума стр. 282):

. . . вы можете простимулировать крысу (положительно или отрицательно), когда она исследует определенный странный объект, и она будет соответствующим образом учиться подходить к нему или избегать его. Но сама цель разведки состоит в том, чтобы получить информацию о том, к каким объектам следует приближаться или избегать. Поэтому открытие того, что данный объект опасен, является успехом в деле получения информации. Этот успех не будет препятствовать крысе в будущем исследовать другие странные объекты.

Способность исследовать, изучать задачу дискриминации или быть творческим является более высоким уровнем обучения, чем конкретные формы поведения, которые составляют эти способности. И динамика, и правила изменения различны на этом более высоком уровне.

Бейтсон также определил несколько других уровней обучения, каждый из которых отвечает за внесение корректирующих изменений и уточнений в другой класс обучения, на котором он работает.

Нулевое обучение характеризуется специфичным ответом [т. е. наличием определенного поведения в конкретной среде-РД], который может быть правильным или неправильным и не подлежит коррекции.

Обучение I – это изменение специфичности ответа путем коррекции ошибок выбора в рамках набора альтернатив.

Обучение II – это изменение в процессе обучения I, например, корректирующее изменение набора альтернатив, из которых делается выбор, или это изменение последовательности действий.

Обучение III – это изменение в процессе обучения II, например, корректирующее изменение в системе наборов альтернатив, из которых делается выбор. (Steps to an Ecology of Mind p. 293)

"Логические уровни" обучения Бэйтсона



Бейтсон также определил уровень обучения IV, который будет включать изменения в обучении III. То есть обучение IV будет включать изменения в более крупной "системе систем".

Я подробно рассмотрел эту модель в книге "От коуча до Пробудителя"(2003), приведя примеры и упражнение, в которых конкретно применяется каждый из уровней обучения Бейтсона, чтобы помочь кому-то обновить свою "стратегию выживания". (Страницы 266-280)

В главе 6 кратко описываются уровни обучения Бейтсона следующим образом:

  • Обучение 0 – это не изменение. Оно включает в себя повторяющееся поведение, в котором человек, группа или организация застряли в колее или пойманы "внутри коробки". Например, привычки, сопротивление, инертность.
  • Обучение I – это постепенное, постепенное изменение. Оно включает в себя внесение коррекций и адаптаций через поведенческую гибкость и растяжку. Хотя эти изменения могут помочь расширить возможности отдельной группы или организации, они по-прежнему "вписываются в рамки" - например, устанавливая и уточняя новые процедуры и возможности.
  • Обучение II – это быстрые, дискретные изменения. Оно включает в себя мгновенный сдвиг реакции на совершенно иную категорию или класс поведения. Это, по сути, переход от одного типа "коробки" к другому. Например, изменение политики, ценностей или приоритетов.
  • Обучение III – это эволюционное изменение. Оно характеризуется значительными изменениями, которые выходят за рамки текущей идентичности индивида, группы или организации. Мы могли бы сказать, что они не только находятся вне "коробки", но и вне "здания". Например, переход роли, бренда или идентичности.
  • Обучение IV – это революционные изменения. Оно включает в себя пробуждение к чему-то совершенно новому, уникальному и преобразующему. На уровне обучения IV человек, группа или организация выходят за пределы коробки, здания и оказываются в новом мире. Например, совершенно новые ответы, технологии или возможности, которые открывают дверь к ранее неизвестным и неизведанным возможностям.
Если использовать компьютерную аналогию, то данные, хранящиеся в компьютере, подобны обучению 0. Они просто находятся там, неизменные, чтобы использоваться снова и снова, какие бы программы ни были запущены на компьютере. Запуск программы проверки орфографии на этих данных был бы похож на обучение I. Программа проверки орфографии вносит корректирующие изменения в определенный набор данных.

Однако, если проверяемые данные - это не текст, а цифры и финансовые показатели, которые необходимо обновить, никакая проверка орфографии не сможет внести соответствующие исправления. Вместо этого пользователь должен будет переключиться на электронную таблицу или какое-либо бухгалтерское программное обеспечение. Получение "из коробки" одной программы и переключение на другую похоже на обучение II.

Иногда компьютер, который он использует, не способен запускать необходимую программу, и необходимо полностью переключить компьютеры или изменить операционные системы. Это было бы похоже на обучение III.

Разработка совершенно нового устройства, такого как программируемая молекулярная вычислительная машина, состоящая из ферментов и молекул ДНК вместо кремниевых микрочипов, была бы подобна обучению IV.


Развитие "нейрологических уровней"

Далее Бейтсон применил теорию логических типов в более широком смысле ко многим аспектам поведения и к биологии. Для него логическая типизация была "законом природы", а не просто математической теорией. Он утверждал, что ткань, состоящая из группы клеток, является другим логическим типом, чем отдельные клетки. Характеристики мозга не являются такими же, как у клетки мозга. Они могут влиять друг на друга через косвенную обратную связь, то есть функционирование и связи всего мозга могут влиять на поведение одной клетки мозга, а активность одной клетки мозга способствует общему функционированию мозга. Действительно, можно сказать, что клетка влияет на себя через остальную структуру мозга.

Бейтсон привил мне важность рассмотрения логических типов и уровней во всех аспектах жизни и опыта. И, поскольку я был подвержен этим идеям в то же самое время, когда я был вовлечен в НЛП, подход Бейтсона всегда был неотъемлемой частью моего понимания НЛП. Его представления о различных логических типах и уровнях обучения имели, по-видимому, особенно глубокое значение.

Например, в статье, которую я написал в ноябре 1976 года (опубликованной в журнале Roots of NLP, 1983), я попытался провести различие между логическими типами и логическими уровнями. Я живо помню, как обсуждал силу представлений Бейтсона о логических уровнях и логических типах с участником курса НЛП, который я преподавал в Осло, Норвегия, в 1986 году. Этот человек также был знаком с работой Бейтсона, и мы размышляли о глубокой важности логических типов и уровней обучения. Однако мы оба согласились с тем, что эти идеи не были применены в полной мере и прагматично, как это было возможно. Я помню, как сказал: "Да, кто-то действительно должен применять понятие логических уровней в более практическом повседневном смысле". Как только эти слова слетели с моих губ, я словно отдал себе приказ.

Я уже эмпирически знал, что существует важное различие между физическими действиями и поведением людей; более глубокими когнитивными представлениями и стратегиями, которые имеют место в их сознании. Также было очевидно, что процессы на поведенческом уровне отличаются от процессов на ментальном уровне. Например, связывание кого-то может помешать этому человеку физически отомстить, но не может помешать ему или ей продолжать планировать месть, а на самом деле, будет поощрять отомстить. Было также ясно, что развитие когнитивных способностей включает в себя иную динамику, чем просто физическое воздействие на кого-то. Например, моя работа с учебными стратегиями убедила меня в том, что гораздо более целесообразно обучать человека орфографии, обеспечивая эффективную стратегию правописания, а не просто наказывать его, когда он неправильно пишет слово.

Я также начал работать с убеждениями и системами верований людей. Когда я это сделал, стало очевидно, что они не были просто другим типом стратегии. Вместо этого они часто склонны действовать в соответствии с определенными стратегиями. То есть определенное убеждение может либо функционировать как мотивация, либо вмешиваться в разработку той или иной стратегии.

Это, по-видимому, соответствовало понятию Бэйтсона об "иерархии" логических уровней. Термин "иерархия" происходит от греческого hieros, что означает "могущественный, сверхъестественный или священный" и arche, что означает "начало" или "правило". Подразумевается, что уровни иерархии становятся все ближе и ближе к источнику или началу того, что является наиболее священным или могущественным. Эта импликация также привела к использованию термина иерархия для обозначения любого градуированного или ранжированного ряда, такого как "иерархия ценностей" человека или "иерархия реакций машины". Коннотация этого заключается в том, что эти элементы на вершине иерархии "приходят первыми" или "более важны", чем те, которые находятся на более низких уровнях.

Именно этот аспект иерархии впервые привел меня к выбору конкретных названий, которые я использовал для описания различных уровней в моей модели нейрологических уровней. Как и все ключевые отличия НЛП, эти названия не возникли в результате рационализации. В рамках своей работы по обучению НЛП я часто обучал участников семинаров использованию набора разработанных мной вербальных паттернов рефрейминга, известных как "фокусы языка". Это иные паттерны реакции на негативные заявления, сделанные о них другими. Я начал замечать, что некоторые типы утверждений, как правило, были более трудными для людей, чем другие, даже при том, что тип утверждаемого суждения был по существу таким же. Например, сравните следующие предложения:

Этот объект в вашем окружении опасен.
Ваши действия в этом конкретном контексте были опасны.
Ваша неспособность принимать эффективные решения опасна.
Ваши убеждения и ценности опасны.
Ты опасный человек.

Суждение, вынесенное в каждом конкретном случае, заключается в том, что нечто "опасно". Однако интуитивно большинство людей чувствуют, что "пространство" или "территория", подразумеваемые каждым утверждением, становятся все больше и больше, и с каждым утверждением ощущают возрастающее чувство эмоционального аффекта. Для того, чтобы кто-то сказал вам, что определенная поведенческая реакция была опасной, это совсем не то же самое, что сказать вам, что вы "опасный человек." Я заметил, что, если я держал суждение постоянным и просто подставлял термин для окружающей среды, поведения, способностей, убеждений и ценностей, а также идентичности, люди чувствовали себя все более и более оскорбленными или благодарными, в зависимости от положительной или отрицательной природы суждения.

Попробуйте сами. Представьте себе, что кто-то говорит вам каждое из следующих утверждений:

Ваше окружение (глупое / уродливое / исключительное / красивое).
То, как вы вели себя в этой конкретной ситуации, было (глупо/некрасиво/исключительно/красиво).
У вас действительно есть возможность быть (глупым/уродливым/исключительным/красивым).
То, во что вы верите и цените (глупо/некрасиво/исключительно/красиво).
Вы (глупый/уродливый/исключительный/красивый).

Опять же, обратите внимание, что оценки, заявленные в каждом заявлении, одинаковы. То, что меняется – это аспект личности, к которому относится данное утверждение.

Окружающая среда
Поведение
Возможность
Убеждения и ценности
Идентичность

Эта интуитивная чувствительность, казалось, отражала нечто фундаментально "нейролингвистическое" по отношению к этим утверждениям.

Эти различия стали еще более прочными, когда мне пришло в голову, что они соответствуют шести фундаментальным вопросам "W", которые мы используем, чтобы организовать нашу жизнь: где, когда, что, как (обратный вопрос "w"), почему и кто.

Окружающая Среда: Где? И когда же?
Поведение: Что?
Возможность: Как
Убеждения и ценности: почему?
Личность: Кто?

Именно осенью 1987 года я впервые применил эти ярлыки в общепринятом сегодня употреблении как " азбука НЛП":

а. Кто я есть (A) – идентичность
б. Во что я верю (Б) - убеждения и ценности
c. Что я могу (C) – способности
d. Что я делаю (Д) – поведение
e. Что меня окружает (E) – окружение

Модель Нейро-логических уровней НЛП

В современную Модель Нейро-логических уровней (Dilts, 1989, 1990, 1993, 2000, 2003) добавился еще один уровень. Согласно этой модели, существует шесть различных уровней, параллельных тем, которые определены Бейтсоном и которые влияют и формируют наши отношения и взаимодействия в мире:

Наиболее фундаментальным уровнем влияния на наши отношения и взаимодействия является общая среда – то есть когда и где происходят операции и отношения внутри системы или организации. Факторы окружающей среды определяют контекст и ограничения, в которых действуют люди. Окружающая среда организации, например, состоит из таких вещей, как географическое расположение ее оборудования, зданий и сооружений, которые определяют "рабочее место", дизайн офиса, завода и т.д. Помимо влияния, которое эти факторы окружающей среды могут оказывать на людей внутри организации, можно также изучить влияние и воздействие, которое люди внутри организации оказывают на их окружающую среду, и то, какие продукты или творения они приносят в окружающую среду.

На другом уровне мы можем исследовать конкретные формы поведения и действия группы или индивида, то есть то, что человек или организация делает в окружающей среде. Каковы конкретные модели работы, взаимодействия или общения? На организационном уровне поведение может быть определено в терминах общих процедур. На индивидуальном уровне поведение принимает форму определенных рабочих процедур, рабочих привычек или деятельности, связанной с работой.

Другой уровень процесса включает в себя стратегии, навыки и возможности, с помощью которых организация или индивид выбирает и направляет действия в своей среде, т. е. они генерируют и направляют свое поведение в определенном контексте. Для человека способности включают когнитивные стратегии и навыки, такие как обучение, память, принятие решений и творчество, которые облегчают выполнение определенного поведения или задачи. На организационном уровне возможности связаны с имеющимися инфраструктурами для поддержки коммуникации, инноваций, планирования и принятия решений между членами организации.

Другие уровни процесса формируются ценностями и убеждениями, которые обеспечивают мотивацию и руководящие принципы, лежащие в основе стратегий и возможностей, используемых для достижения поведенческих результатов в окружающей среде. То есть, почему люди делают вещи так, как они делают их в определенное время и в определенном месте. Наши ценности и убеждения обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), которое поддерживает или подавляет определенные способности и поведение. Ценности и убеждения определяют, как событиям придается смысл, и лежат в основе суждения и культуры.

Ценности и убеждения поддерживают чувство идентичности индивида или организации. То есть того, кто стоит за вопросом "почему", "как", "что", " где " и "когда". Процессы уровня идентичности включают в себя чувство роли и миссии людей в отношении их видения и более крупных систем, членами которых они являются. Идентичность можно рассматривать как состоящую из двух взаимодополняющих аспектов: эго и души. Эго ориентировано на выживание, признание и честолюбие. Душа ориентирована на цель, вклад и миссию. Харизма, страсть и присутствие появляются естественным образом, когда эти две силы находятся в равновесии.

Как правило, миссия определяется с точки зрения служения, выполняемого людьми в определенной роли по отношению к другим людям в рамках более широкой системы. Конкретная идентичность или роль выражается в терминах нескольких ключевых ценностей и убеждений, которые определяют приоритеты, которым должны следовать индивиды в рамках этой роли. Это, в свою очередь, подкрепляется более широким спектром навыков и возможностей, которые необходимы для проявления конкретных ценностей и убеждений. Эффективные возможности порождают еще более широкий набор конкретных форм поведения и действий, которые выражают и адаптируют ценности в отношении многих конкретных экологических контекстов и условий.

Есть еще один уровень, который лучше всего можно назвать духовным уровнем. Этот уровень связан с восприятием людьми более крупных систем, к которым они принадлежат и в которых они участвуют. Мы могли бы назвать этот уровень уровнем "Транс-миссии". Этот уровень связан с ощущением человеком того, для кого или для чего направлены его действия, обеспечивая чувство видения, смысла и цели его действий, способностей, убеждений и ролевой идентичности.

Способ, которым эти уровни взаимодействуют друг с другом, непосредственно параллелен уровням обучения Бэйтсона:

  • Конкретная поведенческая реакция на конкретный внешний стимул - это, по существу, рефлекс или привычка - обучение 0.
  • Корректирующие изменения в поведении для достижения определенного результата включают в себя подключение этого поведения к чему-то помимо внешних стимулов, к некоторой внутренней ментальной карте, плану или стратегии. Это включает в себя осуществление конкретного потенциала или разработку нового обучения I.
  • Развитие способностей стимулируется и формируется убеждениями и ценностями; которые выполняют функцию классификации и категоризации аспектов наших ментальных карт, поведения и окружающей среды и связывают их с эмоциями и другими мотивационными структурами - обучение II.
  • Изменения в убеждениях и ценностях предполагают установление связи с системой, выходящей за рамки этих убеждений и ценностей (идентичность), для которой они были созданы - обучение III.
  • Выход за пределы этой системы и соединение с более крупной "системой систем" (т. е. "полем" или "духом") было бы необходимо для достижения изменения внутри самой конкретной системы или идентичности - обучения IV.

Взаимосвязь уровней обучения Бейтсона с неврологическими уровнями


Каждый уровень функционирует путем интеграции и оперирования на уровне ниже него. Кластеры изменений или активности на любом конкретном уровне также будут влиять на уровень выше него. Рассмотрим следующие примеры:

Скорость автомобиля - это функция изменения расстояния, которое он совершает по отношению ко времени (в окружающей среде).

Толчок педали газа или тормоза автомобиля ногой – это поведение, которое изменяет его скорость.

Способность поддерживать ограничение скорости - это функция интеграции ментальной карты со своим восприятием, чтобы регулировать способ, которым человек использует свою ногу.

Соблюдение ограничения скорости является результатом оценки законов и веры в то, что есть последствия, если они не соблюдаются. Если человек не ценит ограничение скорости, он не будет поддерживать его, даже если он способен.

Быть "хорошим водителем" (идентичность) - это функция выравнивания всех из них.

Клавиши пианино, звук, который они производят, и заметки на странице нот находятся в окружающей среде.

Нажатие клавиши пианино одним пальцем - это поведение.
Воспроизведение музыки (визуальное чтение заметок и координация пальца для получения звуков в правильном порядке) – это возможность.

Оценка музыки - это функция убеждений и ценностей.

Вбирает все в себя личность музыканта.

Обратите внимание, что этот тип "иерархии" включает в себя больше, чем произвольное ранговое упорядочение элементов. В науке и математике, например, иерархия используется для обозначения ряда упорядоченных группировок людей или вещей внутри системы. Обычно эти группы имеют несколько вещей или одну вещь, вверху с несколькими вещами ниже друг друга, как перевернутая древовидная структура. Примеры из области информатики включают иерархию каталогов, где каждый каталог может содержать файлы или другие каталоги, иерархическую сеть или иерархию классов в объектно-ориентированном программировании.

Таким образом, неврологические уровни являются "иерархическими". То есть каждый уровень иерархии связан с группировками явлений или переживаний из уровня ниже него. Таким образом, система уровней может быть представлена в виде перевернутой древовидной структуры.

Неврологические уровни могут быть представлены в виде ряда упорядоченных группировок в виде перевернутой "древовидной структуры"



Когда мы достигаем уровня "Духовности" и поля, мы можем перевернуть структуру дерева так, чтобы оно простиралось вверх, как ветви дерева. Это иллюстрирует последовательно увеличивающиеся системы и "полевые струкруры", частью которых мы являемся.

Общая система Нейро-логических уровней


Особенность этой древовидной структуры заключается в том, что Единая идентичность формируется и отражается в определенной группе убеждений и ценностей. Каждое убеждение и ценность, в свою очередь, связаны с определенной группой способностей. Эти возможности связаны с конкретными группами видов поведения, а сами виды поведения в конечном счете связаны с конкретными группами условий окружающей среды.

Для изменения поведения – поведение является главным фокусом внимания. Внутренние представления о поведении значимы ровно настолько, насколько они поддерживают поведение.

Для изменения уровня возможностей основное внимание надо уделять внутренним представлениям об этих возможностях. Поведение актуально лишь тогда, когда оно поддерживает образование или развитие внутренних представлений. После того, как внутренние представления сформированы, поведение может быть обобщено.

Для изменений на уровне убеждений и ценностей необходимо фокусироваться на отношениях между внутренними представлениями о чем-либо. Содержание представлений гораздо менее важно, чем их субмодальные качества. Вот почему изменение субмодальностей вызывает такие значительные изменения в реакциях. (Изменения в субмодальностях, т. е., делая изображение больше, меньше, более красочным, неподвижным или движущимся и т. д. можно провоцировать такие реакции "приближения/избегания", как страх, удовольствие, желание и т. д.)

Для изменений на уровне идентичности необходимо фокусироваться на отношениях между убеждениями и ценностями, которые составляют систему убеждений человека.

Изменение в духовности происходит из набора идентичностей, которые составляют «поле».


Неврологические уровни и нервная система

В 1988 году я закодировал эту концепцию как модель "нейрологических уровней", которая связывает уровни обработки Бэйтсона с нервной системой. Сам Бейтсон (Шаги к экологии разума, 249-250) утверждал, что иерархия, формируемая различными уровнями обучения, будет соответствовать "иерархиям структуры (схемы), которую мы можем, и даже должны найти в мозге". Он утверждал, что "мы должны ожидать классификации или иерархии нейрофизиологических структур, которые будут изоморфны различным уровням обучения". Концепция нейрологических уровней предполагает, что различные логические уровни являются функцией различных типов неврологической организации и мобилизуют последовательно более глубокие обязательства нейрологических "схем".

Уровень неврологии, который мобилизуется, когда человек сталкивается с вызовом на уровне миссии и идентичности, например, гораздо глубже, чем уровень неврологии, который требуется, чтобы переместить его или ее руку. Чтобы ощутить окружающую среду, человек может пассивно регулировать свои органы чувств. Чтобы действовать в определенной среде, человек должен мобилизовать больше своей нервной системы. Чтобы скоординировать эти действия в сложной последовательности, такой как танец или вождение автомобиля, человек должен использовать еще больше нервной системы. Формирование и проявление убеждений и ценностей о способностях, поведении и окружающей среде требует еще более глубокой вовлеченности нервной системы (в том числе связанной с сердцем и кишечником). Чувство собственного "я" возникает из полной мобилизации нервной системы на всех остальных уровнях. В целом, более высокие уровни процесса мобилизуют более глубокую вовлеченность нервной системы.

Конкретная окружающая среда состоит из таких факторов, как тип внешней среды, погодные условия, питание, уровень шума и т.д., которые окружают человека или группу. Неврологически наше восприятие окружающей среды связано с информацией, поступающей от наших органов чувств и периферической нервной системы. Например, чтобы воспринимать конкретную среду, человек смотрит на нее глазами, чтобы увидеть какие-либо соответствующие объекты, слушает ушами, чтобы услышать значительные звуки, вдыхает запахи через нос и чувствует температуру воздуха на своей коже. Человек также вносит множество тонких и бессознательных корректировок для поддержания равновесия, реагирует на изменения интенсивности света и звука, приспосабливается к перепадам температур и т. д. Таким образом, периферическая нервная система по существу передает информацию, связанную с окружающей средой, в головной мозг и из него. Он отвечает за возникновение ощущений и чисто рефлекторных реакций.

Поведение относится к конкретным физическим действиям и реакциям, посредством которых мы взаимодействуем с окружающими нас людьми и окружающей средой. Неврологически наше внешнее поведение является результатом активности наших двигательных систем (пирамидальной системы и мозжечка). Нерефлексивное поведение включает в себя психомоторную систему, более глубокий уровень неврологии, чем органы чувств. Психомоторная система координирует наши физические действия и сознательные движения.

Способности связаны с ментальными стратегиями и картами, которые люди разрабатывают, чтобы управлять своим конкретным поведением. Некоторые формы поведения являются просто рефлексивными реакциями на внешние стимулы, однако большинство наших действий таковыми не являются. Многие из наших моделей поведения происходят из "ментальных карт" и других внутренних процессов, источник которых находится в нашем сознании. Это уровень переживания, который выходит за пределы нашего восприятия непосредственного окружения. Например, вы можете внутри себя представить картинки вещей и событий, которые не относятся к конкретной комнате, в которой вы находитесь. Вы можете вспомнить разговоры и события, которые происходили много лет назад. Вы можете представить себе события, которые могут произойти через несколько лет. Поведение без какой-либо внутренней карты, плана или стратегии, чтобы направлять их, подобно реакциям коленного рефлекса, привычкам или ритуалам. На уровне способностей мы способны выбирать, изменять и адаптировать тот или иной класс поведения к более широкому набору внешних ситуаций. Таким образом, "способность" предполагает овладение целым классом поведения - то есть знание того, как делать что-то в различных условиях. С неврологической точки зрения, развитие когнитивных способностей является функцией обработки более высокого уровня в коре головного мозга. Именно в коре головного мозга (или сером веществе) сенсорная информация представлена в виде ментальных карт, связанных с другими ментальными представлениями или собранных вместе в воображении. Этот тип обработки обычно сопровождается полубессознательными микродвижениями, или "сигналами доступа" (движения глаз, изменение частоты дыхания, незначительная регулировка осанки , изменение тона голоса и т. д.).).

Ценности и убеждения связаны с фундаментальными суждениями и оценками о нас самих, других людях и окружающем мире. Они определяют, как событиям придается смысл, и лежат в основе мотивации и культуры. Наши убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), которое поддерживает или подавляет определенные способности и поведение. Убеждения и ценности связаны с вопросом"почему?"

Неврологически убеждения связаны с лимбической системой и гипоталамусом в среднем мозге. Лимбическая система была связана как с эмоциями, так и с долговременной памятью. Хотя лимбическая система во многих отношениях является более "примитивной" структурой, чем кора головного мозга, она служит для интеграции информации из коры и регулирования автономной нервной системы (которая контролирует основные функции организма, такие как частота сердечных сокращений, температура тела, расширение зрачков и т. д.). Поскольку убеждения порождаются более глубокими структурами мозга, то они вызывают изменения в основных физиологических функциях организма, которые отвечают за многие из наших бессознательных реакций. Фактически, один из способов, которым мы знаем, что действительно верим во что-то, заключается в том, что это вызывает физиологические реакции: это заставляет наше "сердце биться", нашу "кровь кипеть" или нашу "кожу покалывать" (все эффекты, которые мы обычно не можем произвести добровольно). Именно так функционирует полиграф, чтобы определить, лжет ли человек или нет. Люди проявляют иную физическую реакцию, когда они верят в то, что они говорят, чем когда они неправы или неконгруэнтны.

Именно тесная связь между убеждениями и более глубокими физиологическими функциями создает для них возможность оказывать столь мощное влияние на здоровье и исцеление (как в случае с эффектом плацебо). Поскольку ожидания, порожденные нашими убеждениями, влияют на нашу глубинную неврологию, они также могут производить значительные физиологические эффекты. Это иллюстрируется примером женщины, которая усыновила ребенка, и поскольку она считала, что "матери" должны были обеспечивать молоком своих детей, на самом деле начала кормить грудью и давала достаточно молока, чтобы кормить грудью своего приемного ребенка!

Уровень идентичности связан с нашим чувством того, кто мы есть. Именно наше восприятие своей идентичности организует наши убеждения, способности и поведение в единую систему. Наше чувство идентичности также относится к нашему восприятию самих себя в отношении более крупных систем, частью которых мы являемся, определяя наше чувство "роли", "цели" и "миссии". В нашей неврологии наша идентичность может быть связана с нашей нервной системой в целом и, вероятно, включает в себя глубокие структуры мозга, такие как ретикулярная формация. Ретикулярная формация - это большая группа клеток глубоко внутри ствола головного мозга. Волокна из этой области проецируются через таламические ядра к большим ассоциативным областям в коре головного мозга. Ретикулярная формация является регулятором состояния настороженности, ее разрушение на уровне среднего мозга приводит к состоянию комы. (Напротив, большие участки коры головного мозга могут быть разрушены без потери сознания.)

Идентичность также физиологически связана с иммунной системой, эндокринной системой и другими глубокими жизнеобеспечивающими функциями. Таким образом, изменение или трансформация личности может иметь огромное и почти мгновенное влияние на физиологию человека. Медицинские исследования людей с множественными личностями (Putnam 1984) показывают, что заметные и драматические изменения могут произойти, когда человек переключается с одной идентичности на другую. Например, паттерны мозговых волн для разных личностей обычно совершенно различны. Некоторые люди с множественными личностями носят несколько разных пар очков, потому что их зрение меняется с каждой идентичностью. В других случаях, люди имели аллергии в одной личности и не имели в других. Один из наиболее интересных примеров физиологических изменений с различными идентичностями - это женщина, поступившая в больницу с диабетом, которая "ставила в тупик своих врачей, показывая отсутствие симптомов болезни в те моменты, когда проявлялась личность, которая не была диабетиком. (Goleman, 1985).

Духовный уровень переживания связан с нашим ощущением себя частью чего-то, на очень глубоком уровне, находящегося за пределами нас самих. Это осознание того, что Грегори Бейтсон называл "узором, который соединяет" все вещи вместе в более крупное целое. Мы, как индивидуумы, являемся подсистемой этой более крупной системы. Наше переживание этого уровня связано с нашим чувством смысла и миссии в жизни. Это происходит от постановки вопросов: "во имя чего? ради чего?" Это тот уровень, который, как я полагаю, указывал Бейтсон, когда он ссылался на обучение IV.

С точки зрения неврологии, процессы духовного уровня имеют отношение к некоему типу "общего поля" между нашими собственными нервными системами и системами других людей, образуя тип более крупной, коллективной нервной системы. Результаты этого взаимодействия иногда называют групповым "разумом", групповым духом или коллективным бессознательным. Это поле также включает в себя "нервные системы", или сети обработки информации других существ, и даже нашу окружающую среду.

Как это описал Бейтсон:

Индивидуальный разум существует, но не только в теле. Он существует в путях и сообщениях вне тела; и есть большой Разум, в котором индивидуальный ум является только подсистемой. Этот более крупный Разум сравним с Богом и, возможно, именно это люди подразумевают под словом "Бог", но проявляется и существует в общей взаимосвязанной социальной системе и планетарной экологии. (Шаги к экологии разума, 1972)

Было высказано предположение, что этот уровень переработки и изменения влияют на нашу окружающую среду и нас самих через то, что Руперт Шелдрейк назвал "морфогенетическими полями". Он часто используется для объяснения явлений, которые включают в себя действие на расстоянии, такие как исцеление через молитву и эффекты "сотой обезьяны"; то есть ситуации, в которых изменение части популяции стимулирует изменение другого члена популяции или группы в целом, без какого-либо прямого физического контакта.

Таким образом, неврологические уровни состоят из следующей "иерархии" нейрофизиологических структур:
Первыми книгами, в которых официально упоминалась эта формулировка логических уровней были "Изменение убеждений с помощью НЛП" и "Убеждения: пути к здоровью и благополучию", опубликованные в 1990 году.

Модель логических уровней продолжала развиваться и обогащаться, и стала основой многих современных процессов и методов НЛП. В моей книге "От коуча к Пробудителю" (2003) эта модель применяется в качестве основной дорожной карты для процесса личного коучинга. НЛП II: следующее поколение дает углубленное описание модели нейрологических уровней и ее связи с теорией множеств, математической теорией групп, иерархическими уровнями, уровнями абстракции Кожибского, логическими типами Рассела, понятием "холонов" и "холархии" Артура Кестлера (также использованным Кеном Уилбуром) и простым "разделением".