Идея находится на другом уровне, чем конкретные нейроны в мозге, которые производят эту идею
Логические уровни обучения и измененияКонцепция логических уровней обучения и изменения была первоначально сформулирована как механизм в поведенческих науках антропологом Грегори Бейтсоном, который основывался на работах Бертрана Рассела в области логики и математики. Бейтсон выделил четыре основных уровня обучения и изменения – каждый уровень охватывает и организует элементы с уровня ниже него, и каждый из них оказывает значительную степень воздействия на человека, организм или систему.
Термин логические уровни, как я использовал его в НЛП, был адаптирован из работ Бейтсона и относится к иерархии уровней процессов внутри отдельного человека или группы. Функция каждого уровня состоит в том, чтобы синтезировать, организовывать и направлять взаимодействия на уровне ниже него (закон пирамиды). Изменение чего-либо на верхнем уровне обязательно будет "проецироваться" вниз, вызывая изменения на более низких уровнях. Изменение чего-либо на более низком уровне может, но не обязательно, повлиять на верхние уровни. Эти уровни включают (по порядку от самого высокого до самого низкого): (1) идентичность, (2) убеждения и ценности, (3) способности, (4) поведение и (5) окружение. Шестой уровень, называемый "духовным", может быть определен как тип "связывающего поля", которое включает в себя несколько идентичностей, образуя ощущение того, что он является членом более крупной системы за пределами своей индивидуальной идентичности.
Историческая справкаВпервые я познакомился с понятием различных логических типов и уровней обучения, изменений и общения во время посещения урока экологии разума Грегори Бейтсона в Калифорнийском университете в Санта-Крузе в 1976 году. Бейтсон (1904-1980), антрополог по образованию, обладал величайшей глубиной и широтой мышления из всех, кого я когда-либо знал. Его лекции охватывали самые разные темы: от теории коммуникации до балийского искусства, от уравнений Максвелла для электромагнитных полей до шизофрении и генетических деформаций в ногах жуков. Однако, его выступления никогда не были бессвязным собранием мыслей или беспорядочной группой идей, как можно было бы предположить из разнообразия тем. Бейтсоновская версия кибернетики и теории систем была способна проникнуть в более глубокую структуру, или "паттерн, который соединяет", все эти темы в единую захватывающую ткань жизни и существования.
Оглядываясь назад, я понимаю, что посещение класса Бейтсона было одним из самых преображающих событий в моей жизни. Я сидел в его классе, слушая его глубокий голос и отчетливый Кембриджский акцент, который звучал для меня как голос мудрости. Для меня он был и остается своего рода "духовным наставником". Мысли, идеи и откровения проникали в мой ум, некоторые из них относились к теме его лекции, а некоторые были из совершенно других областей моей жизни, образования и опыта. Обычно они приходили так быстро, что я даже не успевал их записать. (Именно в классе Бейтсона я впервые встретил будущую жену, Аниту. Обмен мудростью Бейтсона всегда был одной из самых сильных связей между нами.)
Это были "пьянящие" времена, когда НЛП только формировалось. Годом ранее Ричард Бендлер и Джон Гриндер опубликовали свою первую книгу «С
труктура магии. Том I». Гриндер, также профессор лингвистики из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, показал Бейтсону рукопись книги, в которой описывались языковые паттерны, известные в НЛП как "Метамодель". Бэйтсон был впечатлен этой работой и написал в предисловии: "Джон Гриндер и Ричард Бендлер сделали нечто подобное тому, что мои коллеги и я пытались сделать пятнадцать лет назад. У них есть инструменты, которых у нас не было, или мы не видели, как ими пользоваться. Им удалось превратить лингвистику в основу теории психотерапии и одновременно в инструмент психотерапии. Они показали особенности лингвистики людей, избегающих изменений, и, следовательно, показали путь помощи им в изменении."
Именно после прочтения "Структуры магии" Бейтсон договорился с Бендлером и Гриндером о встрече с Милтоном Эриксоном, давним коллегой и другом, чтобы посмотреть, смогут ли они создать подобную модель сложных коммуникационных паттернов, используемых Эриксоном в его гипнотической и терапевтической работе. Это привело к появлению новых книг и некоторых наиболее плодотворных работ в области НЛП.
Более ранняя работа Бейтсона, на которую он ссылался в своем предисловии к
«Структуре магии», была его попытка применить принципы кибернетики и теории коммуникации к психотерапии и пониманию психологической патологии. Под влиянием Норберта Винера (основоположника кибернетики) Бейтсон адаптировал кибернетическое мышление к человеческому общению и взаимодействию, чтобы выработать обобщения о поведении и психических характеристиках индивидов, групп и семей, а также о влияниях, лежащих в основе функциональных и дисфункциональных систем. Идеи Бейтсона дали почву для целого поколения ученых-бихевиористов и психотерапевтов. Такие люди, как Вирджиния Сатир, Мара Селвини Палаццоли, Джей Хейли, Джон Уикленд и другие, применяли формулировки Бейтсона для лечения индивидуальных и семейных проблем.
Одной из центральных идей, введенных Бейтсоном в поведенческие науки, была идея о "логических типах" общения и обучения, которые он назвал "самым важным" критерием "разума" в своей книге
"Разум и природа" (1979). Бейтсон вывел понятие различных логических типов коммуникации и обучения из математической теории логических типов Бертрана Рассела, которая утверждает, что класс вещей не может быть членом самого себя. Согласно Бейтсону (
"Шаги к экологии разума", с. 202):
Наш подход основан на той части теории коммуникации, которую [Бертран] Рассел назвал теорией логических типов. Центральный тезис этой теории заключается в том, что существует разрыв между классом и его членами. Класс не может быть членом самого себя, и ни один из членов не может быть классом, так как термин, используемый для класса, имеет другой уровень абстракции-другой логический тип-в отличие от терминов, используемых для членов.Например,
класс четных чисел сам по себе также
не может быть четным числом. Аналогично,
класс кошек не является конкретной кошкой. Точно так же и с физическим объектом "кошка" нельзя обращаться так же, как с классом кошек. (Класс кошек не требует молока и нет кошачьего помета, но члены класса часто это делают.) Другими словами, понятие логических типов различает между конкретной "картой" и "территорией", к которой относится карта; то есть между ментальной "формой" и ее "содержанием".
Происхождение модели БейтсонаБэйтсон впервые формально ввел понятие "логические типы" в своей статье
"Теория игры и фантазии" (1954). В ней Бейтсон утверждал, что "игра" предполагает различение различных
логических типов о поведении и сообщениях. Бейтсон отметил, что, когда животные и люди участвуют в "игре", они часто демонстрируют те же самые формы поведения, которые также связаны с агрессией, сексуальностью и другими более "серьезными" аспектами жизни (например, когда животные "играют в драку" или дети играют в "доктора"). Тем не менее, каким-то образом, животные и люди были в состоянии признать, по большей части, что игровое поведение было другим типом или классом поведения и "не было реальной вещью". Согласно Бейтсону, для проведения различия между классами поведения также требуются различные типы сообщений. Бейтсон называл эти сообщения "мета-сообщениями"-сообщениями
о других сообщениях, утверждая, что они тоже имеют иной "логический тип", нежели содержание конкретного сообщения. Он считал, что эти сообщения "более высокого уровня" (которые обычно передавались невербально) и имеют решающее значение для людей и животных, чтобы иметь возможность эффективно общаться и взаимодействовать.
Например, играющие животные могут сигнализировать сообщение "Это игра", виляя хвостами, прыгая вверх и вниз или делая что-то другое, чтобы показать, что то, что они собираются сделать, не должно быть принято за настоящее. Их укус – это игривый укус, а не настоящий укус. Исследования людей также показывают использование специальных сообщений, которые позволяют другим знать, что они играют, во многом так же, как это делают животные. Они могут фактически невербально "мета-общаться", объявляя, что "это всего лишь игра", или смеяться, подталкивать или делать что-то странное, чтобы показать свое намерение.
Бейтсон утверждал, что многие проблемы и конфликты являются результатом путаницы или неправильного толкования этих мета-сообщений. Хорошим примером могут служить трудности, с которыми сталкиваются люди из разных культур при интерпретации невербальных тонкостей общения друг с другом.
Фактически, Бейтсон применил концепцию логических типов в качестве объяснения некоторых симптомов серьезных психологических проблем и психических заболеваний. В
Эпидемиологии шизофрении (1955), Бейтсон утверждал, что неспособность правильно распознавать и интерпретировать мета-сообщения, а также различать различные классы или логические типы поведения лежит в основе многих, казалось бы, психотических или "сумасшедших" форм поведения. Бейтсон привел в пример молодого душевнобольного пациента, который зашел в аптеку больницы. Медсестра за стойкой спросила: "чем я могу вам помочь?" Пациентка не могла различить, было ли это сообщение угрозой, сексуальным предложением, предостережением за то, что она оказалась не в том месте, искренним вопросом и т. д.
Бэйтсон писал, что, если человек не в состоянии делать такие различия (различать мета-сообщения других), то индивид будет, чаще всего, действовать таким образом, который не подходит для данной ситуации. Он сравнил его с телефонной коммутационной системой, которая не могла отличить "код страны" от "кода города" и местного телефонного номера. В результате система коммутации будет неправильно присваивать номера, принадлежащие коду страны, как часть телефонного номера, или части телефонного номера как код города и т.д. Следствием этого будет то, что номеронабиратель получит "неправильный номер". Несмотря на то, что все числа (содержание) являются правильными, классификация чисел (форма) путается, создавая проблемы. (Следует отметить, что это принципиально другая проблема связи, чем просто наличие "шума" на телефонной линии, который затемняет номера. Причины путаницы логического типа весьма отличаются от причин шумных сигналов.)
В работе
"К теории шизофрении" (написанной в соавторстве с Доном Джексоном, Джеем Хейли и Джоном Уиклендом, 1956) Бейтсон применил понятие различных логических типов в качестве ключевого элемента "двойной связки". Согласно Бэйтсону, двойные связки (это особые ситуации, в которых человек осуждает себя как в случае, если он что-то делает, так и в случае, если он этого не делает") являются результатом путаницы и парадоксов, создаваемых конфликтующими мета-сообщениями различных логических типов, которые привели к конфликтам поведения.
Бэйтсон считал, что способность сортировать различные логические типы сообщений и классификаций, лежащие в основе таких двойных связей, имеет важное значение для эффективной терапии. Идеи Бейтсона о применении теории логических типов к общению и психотерапии были в дальнейшем исследованы его коллегами Вацлавиком, Бавеласом и Джексоном в работе
"Прагматика человеческого общения" (1967).
Применение к процессу обученияСледующее применение теории логических типов, предложенное Бейтсоном, относится к процессу обучения. В
«Логических категориях обучения и общения» (1964) он расширил понятие логического типа для объяснения различных типов и явлений обучения, а также общения. Он определил два основных типа, или уровня, обучения, которые должны учитываться во всех процессах изменения: "обучение I" (обусловленность типа стимул-реакция) и "обучение II", или дейтеро-обучение (обучение распознавать более широкий контекст, в котором происходит стимул, чтобы его значение могло быть правильно интерпретировано). Самый простой пример «обучения II» - это заданное обучение, когда животное становится "опытным", то есть лабораторные животные будут быстрее и быстрее осваивать новые задачи, попадающие в один и тот же класс деятельности. Это связано с изучением классов поведения, а не отдельных изолированных поведений.
Например, животное, обученное условному рефлексу избегания, сможет все быстрее и быстрее осваивать различные типы избегающего поведения. Однако оно будет медленнее осваивать некоторые "ответно" обусловленные формы поведения (например, слюноотделение при звуке колокола), чем другие животные, которые были обучены этому ранее. То есть, они быстро научатся распознавать и держаться подальше от объектов, которые бьют электрическим током, но будут медленнее учиться слюноотделению, в ответ на звонок колокола. С другой стороны, животное, обученное условному рефлексу Павловского типа, быстро научится выделять слюну под новые звуки, цвета и т. д., но будет медленнее учиться избегать электрифицированных объектов.
Бейтсон указывал, что эта способность усваивать паттерны или правила определенного класса обусловливающих процедур является другим "логическим типом" обучения и не функционирует в соответствии с теми же простыми последовательностями стимул-реакция-подкрепление, которые используются для изучения конкретных изолированных форм поведения. Бейтсон отмечал, например, что подкрепление для "исследования" (средство обучения для обучения) у крыс имеет иную природу, чем подкрепление для "тестирования" конкретного объекта (обучающее содержание исследования). Он сообщает (
Шаги к экологии разума стр. 282):
. . . вы можете простимулировать крысу (положительно или отрицательно), когда она исследует определенный странный объект, и она будет соответствующим образом учиться подходить к нему или избегать его. Но сама цель разведки состоит в том, чтобы получить информацию о том, к каким объектам следует приближаться или избегать. Поэтому открытие того, что данный объект опасен, является успехом в деле получения информации. Этот успех не будет препятствовать крысе в будущем исследовать другие странные объекты.Способность исследовать, изучать задачу дискриминации или быть творческим является более высоким уровнем обучения, чем конкретные формы поведения, которые составляют эти способности. И динамика, и правила изменения различны на этом более высоком уровне.
Бейтсон также определил несколько других уровней обучения, каждый из которых отвечает за внесение корректирующих изменений и уточнений в другой класс обучения, на котором он работает.
Нулевое обучение характеризуется специфичным ответом [т. е. наличием определенного поведения в конкретной среде-РД], который может быть правильным или неправильным и не подлежит коррекции.Обучение I – это изменение специфичности ответа путем коррекции ошибок выбора в рамках набора альтернатив.Обучение II – это изменение в процессе обучения I, например, корректирующее изменение набора альтернатив, из которых делается выбор, или это изменение последовательности действий.Обучение III – это изменение в процессе обучения II, например, корректирующее изменение в системе наборов альтернатив, из которых делается выбор. (Steps to an Ecology of Mind p. 293)