Это был теплый сентябрьский день — самое начало осени, когда она еще мало чем отличается от лета.
Аудитория для проведения лабораторных работ по химии была оборудована отдельным небольшим помещением — лаборантской, которая непосредственно прилегала к основному помещению со стороны кафедры. Преподаватель сидел в лаборантской в мягком кресле. Он пил сладкий горячий чай и ел мягкий, еще теплый пирожок с ветчиной, купленный в кафе, которое недавно открыли у них в вузе. Он смотрел в окно, одновременно вслушиваясь в голоса, которыми студенты наполняли аудиторию за стеной.
Выпив чай и доев пирожок, он взглянул на часы, вздохнул и пошел в аудиторию начинать лабораторную работу. Студенты замолчали и посмотрели в его сторону. Это была их первая лабораторная. Преподаватель встал перед кафедрой, пробежался взглядом по лицам студентов.
– Итак, — начал преподаватель, — сегодня мы займемся углеводородами.
Сказав это, он замолчал и внимательно посмотрел в аудиторию. Он хорошо знал, чего ждать: ведь это самое начало семестра.
– Опять? — сказал один из студентов. — Мы же про них уже все знаем!
Преподаватель улыбнулся. В этой улыбке была и радость, и усталость, так как он уже столько раз слышал что-нибудь подобное.
– Я уже не первый год слышу подобный вопрос. И каждый год я отвечаю на него прекрасной метафорой. Мне кажется, с нее всегда полезно начинать обучение.
После этих слов он зашел за кафедру, достал большой прозрачный стеклянный сосуд из толстого стекла и поставил его на стол.
– Этот сосуд пуст, а мы с вами, допустим, хотим его наполнить.
Как фокусник, он достал из-за кафедры небольшую коробку, в которой лежало много крупных кусков гранита синего отлива. Он стал аккуратно, чтобы не треснул сосуд, складывать в него камни. Гранит красиво смотрелся в прозрачном сосуде, отражая свет своим многообразием граней. Через две минуты весь сосуд был заполнен большими камнями.
Когда преподаватель закончил, он опять обратился к студентам:
– Скажите, этот сосуд полон? — ему нужно было делать серьезное выражение лица, но он не смог скрыть улыбку.
– Да, — ответил один из студентов, — он весь полон камней.
– Хорошо, — ответил преподаватель.
Опять, как фокусник на сцене, он достал коробку и поставил ее на кафедру. Студенты не могли увидеть, что было в коробке, поэтому преподаватель наклонил ее к ним. В коробке лежали небольшие, не больше сантиметра в диаметре, стеклянные шарики.
Преподаватель зачерпнул рукой горсть шариков и начал очень аккуратно и медленно класть их по очереди на большие камни. Стеклянные шарики скатывались в пустые пространства и заполняли полости между большими кусками синего гранита. Через три минуты все полости были заполнены.
Преподаватель посмотрел на студентов.
– Итак, — сказал он глубокомысленно, — теперь, по вашему мнению, мы заполнили сосуд?
Студенты сразу сообразили, в чем дело.
– Нет, туда можно насыпать что-нибудь еще более мелкое, например, песок, — с мест, перебивая друг друга, ответило сразу несколько студентов.
– Все верно, можно, — ответил преподаватель. Я предлагаю насыпать сахарный песок.
Сказав это, он достал большую мерную кружку, заполненную сахарным песком до самого верха. Он наклонил ее над сосудом очень аккуратно; сахарный песок тонкой струйкой стал заполнять мельчайшие поры, которые остались между камнями и небольшими стеклянными шариками. Это был очень тонкий и сложный процесс, но преподаватель имел огромный многолетний опыт демонстрации этой метафоры, поэтому все делал безошибочно. Около пяти минут ему понадобилось, чтобы песок полностью заполнил все пустые пространства.
– Теперь он полон? — спросил преподаватель.
Студенты молчали, некоторые хитро прищурившись. С одной стороны, они понимали, что, скорее всего, есть подвох, но с другой — было понятно, что ничего более насыпать в сосуд нельзя.
– Ну, туда больше ничего нельзя положить: он полный, — улыбнувшись, сказал один из студентов.
Он был уверен, что сейчас последует разоблачение, но и сказал это для того, чтобы поскорее увидеть, что будет дальше.
– Да, он кажется полным. И туда действительно уже ничего нельзя положить. Но полнота его все-таки не закончена.
Сказав это, преподаватель достал из-под кафедры маленькую мерную кружечку обычной воды. Он поднял ее над сосудом и немного наклонил. Тонкая струйка коснулась сахарного песка и немедленно растворила его. И так, растворяя сахар, вода стала заполнять все полости в сосуде, делая его опять прозрачным. Из-под сахара стали опять видны стеклянные шарики, и за ними большие красивые куски синего гранита. Все студенты смотрели, затаив дыхание, и через 10 минут сосуд стал полностью прозрачным. Он был залит водой настолько полно, что поверхность воды виднелась над кромками сосуда и, казалось, вот-вот выплеснется.
Всматриваясь в лица студентов, преподаватель размеренно и тихо произнес:
– Вот теперь сосуд полон, — и, сделав большую театральную паузу, улыбнулся и продолжил:
– Итак, мы займемся углеводородами...