Впервые разделение у плода, по Гроффу, на «Я» и «Мир» может произойти в период прохождения 2-й перинатальной матрицы или в период первичных схваток, когда проход еще закрыт. Именно там способны сформироваться импринты отношения к миру. Но подобное интенсивное воздействие на плод, а значит и формирование импринтов, может осуществляться и в период развития плода.
Когда ЦНС не сформирована и восприятие максимально открыто («фильтров», отсекающих информацию, поступающую на рецепторы, либо нет, либо они не значительно искажают информацию), но уже произошло разделение аппарата восприятия и объекта восприятия, то, как на кинопленку, запечатлевается весь сенсорный опыт, появляются первые импринты [4]. Вследствие того, что незавершенный процесс присутствует постоянно, импринты можно рассмотреть как дискретные составляющие на общем аналоговом фоне (в психике).
Импринты или запечатлевания и есть материал для образования фильтров. На этапе отсутствия структур психики (фильтров) запечатлевается вся информация целиком (визуально-аудиально-кинестетически-запахово-вкусовая) как единая структура (паттерн или гештальт) [Ф. Перлз], что создает первичные синестезии. Например, если визуально было ярко, аудиально было громко, а кинестетически — тепло, то в будущем при ярком свете будут звуки казаться громче, а по ощущениям будет теплее. То есть импринты создают устойчивые переходы между отдельными характеристиками сенсорных систем — субмодальностями, формируя структуру будущих реакций на внешние раздражители. Устойчивое сочетание в опыте модальностей или субмодальностей между собой, где одни элементы опыта поддерживают другие, называются синестезиями. Те субмодальности, которые задействованы в большем количестве синестезий, и их изменение повлечет изменения многих других субмодальностей, а значит и всего целостного восприятия опыта, в НЛП принято называть критическими. Запечатлеваются (импринтируются) не только характеристики опыта, но и сам опыт. В случае однократного интенсивного опыта, сами сенсорные системы могут претерпеть искажение [5]. А любой из компонентов опыта (все звуки, ощущения, внешние объекты и структуры) может быть пусковым механизмом для вспоминания всего опыта (например, стены из кафеля, хирургическая лампа, глаза людей, голоса врачей, слова, сказанные ими, гул аппарата, запах операционной, звон металлического инструмента и интенсивные кинестетические ощущения в момент импринтирования). В будущем, если человек слышит подобные слова или видит стены из кафеля, то возобновятся те самые ощущения. Слова можно рассмотреть, с одной стороны, как то, что запоминается в результате кондиционирования, а с другой — они могут быть импринтированны и фиксировать, скреплять сенсорный опыт, формируя постоянное восприятие чего-либо. Таким образом, импринты можно рассмотреть как системообразующие основы структур психики, на которые будет происходить дальнейшее наложение кондиционированного опыта (Т. Лири).
Поскольку сам период, по сравнению с предыдущим, является очень интенсивным воздействием, то здесь очень важно не только отсутствие травматических импринтов[5], но и формирование у ребенка позитивных импринтов, о пределяющих его отношение с мамой, отношение к миру, способность любить и испытывать привязанность вообще [6].
Как известно, человек принадлежит к числу незрело рождающихся, причем достаточно давно была установлена морфологическая и функциональная незрелости многих его систем при рождении, в том числе центральной нервной системы. В связи с этим, в течение длительного времени существовало убеждение, что новорожденный ребенок не способен к познавательным процессам, и исследования поведенческих реакций новорожденных детей были весьма немногочисленны. Одним из важнейших результатов импринтинга является формирование долговременной связи с родителями, то есть запоминание объекта и формирование стойкой привязанности к нему, причем происходит это в строго определенный период, названный критическим или сенситивным [6].
Для новорожденного таким критическим периодом, или периодом запечатлевания, является первый час жизни. Именно в это время, а далее в течение первых суток жизни, ребенок запечатлеет мать, что впоследствии послужит основой для формирования по отношению к ней устойчивой привязанности. Таким образом, импринтинг является неотъемлемой частью родового процесса и жизненно необходимым условием для реализации успешного материнства, формирования взаимной привязанности матери и ребенка, а также для формирования у новорожденного благоприятного впечатления об окружающем мире.
Являясь по сути своей первым актом коммуникации, т.е. взаимодействием между матерью и ребенком, импринтинг определяет, насколько успешным будет такая коммуникация в будущем.
Как любой процесс, регулируемый нервной и эндокринной системой, импринтинг у человека состоит из ряда поведенческих актов, которые происходят в строго определенной последовательности. При естественных родах гормональный баланс женщины к рождению ребенка достигает такого состояния, что все необходимые стадии включаются автоматически. Так как ребенок получает последнюю порцию материнских гормонов в момент рождения, именно они определяют то, что он будет делать сразу после родов. Если же гормональный баланс был нарушен, то соответствующих действий не совершает ни мама, ни ее малыш. Отсутствие какой-либо стадии приводит к тому, что следующая просто не наступает.
Если все происходит естественным образом, то импринтинг сразу после рождения у человека на этой стадии можно разделить на 2 больших этапа [6]:
Первый этап — первичный импринтинг (происходит в течение первого часа-двух после рождения). Здесь выделяют 4 фазы:
Релаксация (первые 15 – 25 минут после рождения): первый контакт «кожа к коже», который стимулирует у женщины выделение гормонов.
Пробуждение. Поисковый рефлекс — рефлекс поиска груди.
Активная фаза (через 15 – 40 минут после рождения): ребенок нашел и взял грудь в момент проявления поискового рефлекса, скормление молозива.
Отдых и сон (через 2 – 3 часа): после того как малыш проявил поисковую активность, взял материнскую грудь и получил первые капли молозива, он засыпает.
Второй этап — вторичный импринтинг (наступает через 1,5 – 2-х часового сна только в случае, если первичный состоялся и продолжается в течение первых суток после рождения).
Первый этап помогает младенцу закрепить образ матери, запомнить правильное положение у груди и способ прикладывания к ней. Вторичный импринтинг завершает все стадии импринтинга и помогает матери и ребенку запомнить друг друга и наладить полноценное кормление грудью.