Методы нейро-лингвистической психотерапии в профилактике травм и психокоррекции патологических состояний при беременности.

В настоящее время в нашей стране менее 20% родов протекает без осложнений. Эти статистические данные заставляют предположить, что назрела необходимость в формировании системы психологической и психотерапевтической помощи беременным. Своевременная психокоррекция патологических состояний при беременности приводит к значительному снижению процента осложнений в родах.

Важно отметить, что психокоррекция беременных является не только профилактикой травматичности самих беременных, но и будущего ребенка.
Учитывая особенности физиологических изменений и повышенную чувствительность к психологическим нагрузкам беременных и плода в работе важно соблюдать несколько принципов:

1. Личные пресуппозиции терапевта (Конгруэнтность).
Убеждения терапевта о детях, родителях. Убеждения терапевта о протекании процессов с малым количеством обратной связи или в отсутствии таковой. Этот класс убеждений коррелирует с базовыми убеждениями о больших системах, в которые включен человек (мир, вселенная, вся жизнь).

2. Построение системы многоуровневой коммуникации.
Физиологические изменения беременных можно описать как изменения на уровне идентичности, которые могут приводить к дезинтеграции (Внутренним конфликтам) на высоких логических уровнях. В таком случае, задачей терапевта становиться не только установление раппорта со всеми «частями» жизни беременной, но и интеграция при помощи раппорта этих различных сторон опыта. В такой работе, несомненно, важно многоуровневая обратная связь от всех систем клиента.

3. Пролонгированные изменения и построение будущего.

  • Установление «пролонгированного» раппорта, когда беременная между сеансами (или после окончания курса) будет мысленно находиться в раппорте с консультантом и сделает его референтной фигурой (фильтром) для принятия решений.
  • Построение желаемого будущего (создание мотивирующей синестезии), как следствия настоящего позволяет перераспределить внимание беременной на ресурсные переживания, создавая опоры и ассоциировать ее с успешными стратегиями и убеждениями.

4. Поэтапность и экологичность в работе.
В психокоррекционных изменениях важна сбалансированность, которая достигается согласование любого нового опыта (например, навыка саморегуляции) со всеми внутренними системами и частями личности (например, сознательное и бессознательное обучение).

5. Комплексность изменений. (Изменения касаются всех логических уровней):

  • Рекомендации по организации своего домашнего окружения.
  • Обучение поведенческой релаксации и саморегуляции.
  • Обучение новым стратегиям питания, здоровья, распорядка дня, личной жизни.
  • Исследование иерархии ценностей беременной и работа с принятием ответственности за здоровье будущего ребенка на себя, работа с убеждениями.
  • Формирование новой идентичности «мама», включающей в себя полезные убеждения, стратегии, навыки.
  • Осознание себя частью большей системы «семья».

Результатом данной работы являются формирование личностных изменений эффективно соответствующих физиологическим изменениям и профилактике травматизации. Снижается количество конфликтов в семье, изменяются эмоциональные реакции беременной. Беременные отмечали исчезновение или снижение проявлений симптоматики гестозов, нормализация тонуса матки, хорошего протекания родов, быстрого восстановления в послеродовой период.
Данная методика работы также эффективна при работе с беременными, пережившими психотравмирующие ситуации (ситуация острого горя, утрата близких). В таких случаях особенную значимость приобретает установление и поддержание раппорта. Кроме того, в подобных случаях появляется дополняющий вышеописанную работу этап, включающий в себя:

  1. Работу с временными формами глаголов (перевод глаголов из настоящего времени в прошедшее),
  2. Прерывание стратегий и рефрейминги.
  3. Эффективной является работа с расширением временных фреймов с одновременным «увязыванием» их с убеждениями и ценностями, относящимися к будущему ребенку.

Сигналом для перехода к работе, описанной для случаев психокоррекции эмоциональной лабильности, служит изменение субмодальностей у беременной. В некоторых случаях отмечался эффект «появления будущего» при отсутствии его до начала работы.

Гулина Наталья Рудольфовна,
к.пс.н., психотерапевт Европейского реестра,
Директор Восточного Проекта Института Консультирования
ППЛ Россия, мастер НЛП

Гулина Наталья Рудольфовна
« Вернуться назад